— В Лос-Анджелесе водители скорее окажут помощь женщине-водителю, у которой спустила шина, если за четверть мили до этого видели, как кто-то помогал женщине менять шину (Bryan & Test, 1967). — По данным тех же авторов, Джеймса Брайана и Мэри-Энн Тест, в штате Нью-Джерси в период рождественских покупок люди охотнее жертвовали деньги Армии Спасения, если перед этим видели, как это делал кто-то другой. Социальная психология в моей работе Я прекрасно помню свой первый курс по социальной психологии. Я только что поступила в университет, и это была любовь с первого взгляда, которая со временем лишь стала сильнее, так что, обучаясь в аспирантуре, я начала преподавать этот предмет. Более всего меня поражает способность социальной психологии объяснять, почему мы делаем то, что делаем, и не делаем того, чего не делаем. Она предоставляет нам уникальную возможность лучше узнать самих себя и окружающих.
ее виды и классификация Цель — предвосхищение не любого результата, а идеально предполагаемого, желаемого, отбор желательных из множества других возможных результатов путем решения на основе предварительных сравнений и оценок. Поскольку выбор цели, ее постановка, — всегда решение, то целеполагание, как и планирование, программирование, проектирование, в отличие от прогнозирования, относится к категории не предвидения, а управления. Выбор цели, как и всякое решение, в отличие от прогноза, не может быть вероятностным, альтернативным, эвентуальным. Вероятность постановки или реализации цели можно определить так же, как рассматривать альтернативные цели и оценивать эвентуальность появления или достижения цели. Решение о выборе, постановке той или иной цели может быть произвольным, спонтанным, импульсивным, волюнтаристским, субъективистским, хотя может и должно базироваться на научной информации аналитического, диагностического и прогностического характера (отсюда вытекает необходимость целевого прогноза). Основополагающим методологическим тезисом любого нормативного прогнозирования является утверждение, что целеполагание — не предсказание, а решение. Без учета этого обстоятельства прогноз с самого начала будет методологически дезориентированным и по сути бесплодным.
МЕТОДИКА ОПРОСНАЯ - методики, в ходе применения коих испытуемому задаются устные вопросы, причем его ответы отмечаются и обрабатываются. Хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и допускают достаточно гибкое поведение диагноста. Недостаток - субъективность, проявляемая в самом выборе вопросов и в интерпретации ответов на них. К тому их трудно стандартизовать и, значит, добиться высокой надежности и сравнимости результатов (=> опрос; опросник). МЕТОДИКА ПЕТЕРСОНОВ - процедура для определения влияния времени хранения информации на продолжительность и качество запоминания - при отсутствии возможности повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, подлежащего запоминанию, ему предлагается в течение некоего времени решать дополнительную задачу, что препятствует повторению запомненного материала. МЕТОДИКА ПРОДУКТИВНАЯ - методики, использующие некий вид собственной творческой продукции испытуемого - вербальной, образной, материальной, - спонтанно созданной или же воспроизведенной по инструкции. МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ - обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», «смыслы личностные» и другие, в коих тоже проявляется пристрастность личностного отражения психического. Эти методики ставят целью именно выявления личностных особенностей отражения, кои не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Они бывают бланковыми, опросными и рисуночными (-> методика бланковая; методика опросная; методика рисуночная; => метод проективный; тест проективный). Различаются такие группы методик проективных: 1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (=> тест конститутивный); 2) методики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (=> тест конструктивный); 3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди (=> тест интерпретативный);