3) снижается уровень опосредованности мотивов, в норме обусловливающий поведение отсроченное; 4) нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов. НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ - нарушения в выполнении операций интеллектуальных, обусловленные различными заболеваниями психическими, локальными поражениями мозга головного и аномалиями развития психического. Могут локализоваться на различных уровнях: 1) на уровне регуляции - к коему относятся процессы мотивации, проектирования и контроля; 2) на уровне исполнительских операций; 3) на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности. В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать мышление вербально-логическое, мышление наглядно-образное или мышление наглядно-действенное. В случае заболеваний психических характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности; более всего страдают при этом мотивационная составляющая, - хотя, например, при шизофрении возникают и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей. При локальных поражениях мозга головного характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонент мышления при сохранности исполнительских операций интеллектуальных. При поражении третичных корковых полей задних отделов полушарий левого и правого происходят расстройства наглядно-образных и наглядно-действенных форм мышления - из-за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон полушария левого возникают затруднения в организации речевых высказываний. При поражении различных отделов неспецифичёской системы нижних отделов ствола или диэнцефальных структур мозга обычно возникают динамические нарушения мышления.
Из нескольких десятков методов прогнозирования на практике используется сравнительно немного, большинство же остается «номинально существующими» или применяется в отдельных случаях. В научно-техническом прогнозировании набор методов достаточно широк, в экономическом — уже, в социальном — очень невелик: элементарные трендовые (экстраполяционные) модели, сценарии и несколько методов очного и заочного опроса экспертов. В частности, в нормативном прогнозировании трендовые модели играют чисто вспомогательную роль, в основном используются сценарии и опросы экспертов. Кроме того, как показывает опыт, довольно результативные методики социального прогнозирования можно конструировать, используя в различных сочетаниях методы научно-технического и экономического прогнозирования: контекстуальное картографирование, морфологический подход, историческую аналогию, а также матричное, операционное, сетевое, игровое, имитационное и другие виды моделирования.
В некоторых обществах выгодно иметь много детей: считается, что дети — это помощники в домашних делах и залог родительского благополучия в старости. Но когда большинство семей — многодетны, обществу грозит вымирание из-за перенаселения. Общество страдает от того, от чего индивид выигрывает. А это значит, что мы оказываемся перед сложнейшей дилеммой: как совместить благополучие индивидов, в том числе и реализацию их права на удовлетворение собственных интересов, и благополучие всего общества в целом? Чтобы выделить и проиллюстрировать эту дилемму, социальные психологи используют лабораторные игры, отражающие природу многих социальных конфликтов. Показывая, как люди, которые руководствуются благими намерениями, оказываются вовлеченными в поведение, деструктивное для обеих сторон, эти игры высвечивают некоторые парадоксы человеческого существования, вызывающие не только восхищение, но и тревогу. «Положение социальных психологов, изучающих конфликт, во многом сходно с положением астрономов, — замечает специалист в этой области, конфликтолог Мортон Дойч. — У нас нет возможности изучать крупномасштабные социальные явления в лабораторных условиях. Но мы можем выявить концептуальное сходство между крупномасштабным и незначительным подобно тому, как астрономы выявили то общее, что есть у планет и ньютонова яблока. Именно поэтому игры, в которые играют в наших лабораториях испытуемые, могут углубить наше понимание войны, мира и социальной справедливости» (Deutsch, 1999). Рассмотрим два примера: дилемму заключенного и трагедию общинных выгонов. Дилемма заключенного Эта дилемма почерпнута из истории о двух подозреваемых, которых окружной прокурор допрашивал по отдельности (Rapoport, 1960). Оба виновны в совершении одного и того же преступления, но у прокурора есть лишь доказательства их причастности к менее тяжкому преступлению. И он предлагает каждому наедине сознаться на выгодных условиях: если сознается только один, тому, кто сознается, прокурор гарантирует освобождение от наказания (и использует его признание для того, чтобы приговорить второго к максимальному сроку). Если сознаются оба, оба будут приговорены к средним срокам заключения. Если никто не сознается, оба получат минимальное наказание. В обобщенном виде все эти варианты представлены в виде матрицы на рис. 13.1. А вы сами признались бы, если бы перед вами стояла такая дилемма?