В психологии при изучении конфликта невротического особое внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности (-> фрейдизм; неофрейдизм; психология аналитическая). Поскольку в происхождении и характере течения неврозов одно из первых мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, проблема неврозов весьма интересна для психологии. Согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению. Невроз необычайно богат содержанием, ибо охватывает всевозможные отношения между Я и объектом, а также конфликтные отношения между Я и Сверх-Я. Неврозы не имеют некоего специфического содержания, коего нельзя было бы найти и у здорового: невротики страдают теми же комплексами, с коими борются и здоровые. Приведет ли борьба к неврозу или к компенсирующему высшему творчеству - все зависит от количественных соотношений, от взаимоотношений борющихся сил. Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо. Каждый невроз как-то нарушает отношение больного к реальности, является средством отказа от реальности; в тяжелых случаях происходит прямо-таки бегство из реальной жизни. Неврозы составляют «преимущество» человека над животными, и относятся к болезням личности, имеющим социальную окраску. При неврозе, как и при психозе, происходит либо замещение реальности, либо утрата ее. Поэтому некоторые неврозы - продукт конфликта и отчуждения, социальных противоречий, проявляемый в сфере психики. В то же время невроз может пониматься как своеобразный «негатив» перверсии. НЕВРОЗ: ПРИЧИНА - согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению. Причина невроза возникает при соединении двух основных компонент: 1) унаследованного предрасположения благодаря фиксации либидо (-> либидо: фиксация) как результата наследуемой сексуальной конституции и связанных с ней доисторических переживаний, а также инфантильного переживания; 2) случайного травматического переживания. Неврозы обязаны происхождением конфликту между Я и сексуальностью, конфликтом между Я и Оно. Образуются в результате борьбы между интересами самосохранения и требованиями либидо. Неврозом заболевают, если отнимается возможность удовлетворения либидо – в результате «вынужденного отказа», и симптомы неврозов - заместители несостоявшегося удовлетворения. Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо.
— верификация поисковой и нормативной моделей прогноза одним или несколькими способами по выбору; — доработка моделей на основе обсуждения и их окончательная редакция.
Коммуникация. Чтобы не угодить в социальную ловушку, люди должны общаться. В лабораторных условиях групповая коммуникация иногда превращается во взаимные угрозы и оскорбления (Deutsch & Krauss, 1960). Однако значительно чаще она приводит к несравненно более тесному сотрудничеству (Bornstein et al., 1988; 1989). В ходе обсуждения дилеммы выковывается групповая идентификация, усиливающая заботу о благополучии группы. При этом также вырабатываются групповые нормы и общие ожидания, а групповое давление заставляет членов группы следовать им. В наибольшей степени благоприятствуют сотрудничеству те дискуссии, которые проводятся не с помощью технических средств коммуникации, а лицом к лицу (Bouas & Komorita, 1996; Drolet & Morris, 2000; Kerr et al., 1994; 1997; Pruitt, 1998). To, что это действительно так, подтверждается результатами весьма остроумного эксперимента Робина Доуза (Dawes, 1980, 1994). Представьте себе, что исследователь предлагает вам и каждому из шести других незнакомых вам испытуемых получить по 6 долларов. Вы можете также отдать свои деньги другим, зная, что экспериментатор при этом удвоит вашу долю, а каждому из 6 незнакомцев даст по 2 доллара. Никто из них не узнает, отказались ли вы от своих 6 долларов или нет. Если вы все семеро объединитесь и откажетесь от них, каждый из вас положит в карман по 12 долларов. Если вы один откажетесь от этого предложения, а остальные согласятся с ним, вы получите 18 долларов. Если вы согласитесь, а другие откажутся, вы не получите ничего. Понятно, что сотрудничество выгодно всем, но оно сопряжено с самопожертвованием и риском. По данным Доуза, лишь 30% испытуемых соглашаются, не дискутируя, на сотрудничество, а после дискуссии — около 80%. {Чтобы изменить поведение своих граждан, многие города изменили правила пользования платными автомобильными дорогами. Такая организация движения, при которой на автострадах для автомобилей с несколькими пассажирами выделена специальная скоростная полоса, а в определенное время суток с них не взимают плату за проезд, делает выгодными коллективные поездки и невыгодными — индивидуальные. (Текст на плакате: «Левый ряд. Только для автомобилей с 2 или более пассажирами. Бесплатно: с 6 до 10 и с 15 до 19»)} Открытая, честная и свободная дискуссия повышает также уровень доверия. Без коммуникации те, кто не ожидает от других согласия на сотрудничество, тоже отказываются от него (Messe & Sivacek, 1979; Pruitt & Kimmel, 1977). Тот, кто не доверяет, попросту обязан отказываться от сотрудничества: иначе ему не защитить себя от эксплуатации. А отсутствие сотрудничества, в свою очередь, приводит к еще большему недоверию («Что мне остается? Мы живем по закону джунглей»). Результаты лабораторных исследований свидетельствуют: коммуникация повышает уровень доверия и создает условия для достижения договоренностей, которые приносят пользу всем договаривающимся сторонам.