Эффективные методы продаж, как выход из кризиса













Основы маркетинга 92

Многими из нас, преподающими социальную психологию и пишущими о ней, руководит не только желание сделать знания в этой области достоянием как можно большего числа людей, но и желание помочь студентам сделать их жизнь более интересной и полноценной. Этим мы похожи на преподавателей и исследователей из других областей научного знания. «Почему мы пишем? — спрашивает теолог Роберт Макафи Браун. — Я полагаю, что не только ради наград, конечно ... мы пишем, потому что хотим изменить существующее положение дел. Мы пишем, потому что полагаем: мы можем привнести нечто новое. Это “нечто” может быть новым восприятием красоты, новым интуитивным проникновением в понимание самого себя, новым радостным событием или решением поддержать революцию» (цит. по: Marty, 1988). Что же касается меня, то я пишу в надежде внести свою лепту в обуздание интуиции критическим мышлением, в облагораживание склонности выносить суждения состраданием и в то, что на смену иллюзиям придет понимание.
Часть I. Социальное мышление
Последовательность изложения материала в этой книге соответствует данному нами определению социальной психологии как науки о том, что мы думаем друг о друге (часть I), как влияем друг на друга (часть II) и как относимся друг к другу (часть III).
В главах, посвященных социальному мышлению, рассказывается о том, как мы воспринимаем самих себя и окружающих. Так или иначе каждая из этих глав затрагивает вопрос, имеющий принципиальное значение: в какой мере наши социальные установки, объяснения и убеждения отражают реальность? Можно ли сказать, что наши представления о самих себе и об окружающих в большинстве случаев соответствуют действительности? В какой мере наше социальное мышление «предрасположено» к необъективности и к ошибкам и как приблизить его к реальности?

Над низкой сценой висела фотография скрипача Саши Куссуля на фоне черно-красного полотнища с нарисованной на нем скрипкой. Этот двадцатитрехлетний музыкант ансамбля АКВАРИУМ нелепо, трагически погиб несколько дней назад. АКВАРИУМ впервые играл без него - концерт в его память. В зале были родители Саши.
Я знал этого необычайно чистого, светлого, скромного молодого человека - прежде всего по записям и выступлениям группы, где его скрипка придавала музыке особую одухотворенность, тонкость, изящество; доводилось и беседовать с ним, поражаясь его глубокому для юного возраста взгляду на мир. Выше всего в музыке он ценил Баха, сам работал в составе оркестра Театра музыкальной комедии, но его душа принадлежала АКВАРИУМУ, где он успел поиграть чуть менее двух лет.

Использованный Мастерсом и Джонсон метод наблюдения обеспечил получение огромного количества информации об особенностях физиологических сексуальных реакций женщин и мужчин на сексуальное возбуждение. Среди других результатов исследования следует отметить тот факт, что учеными не было обнаружено биологических различий между женским оргазмом, возникающим в результате вагинальной и клиторальной стимуляции. Данное наблюдение (как и противоречивые результаты, полученные другими исследователями) будут более подробно рассмотрены в главе «Сексуальное возбуждение и реагирование».
При корректном использовании метод непосредственного наблюдения обладает явными преимуществами в качестве метода исследования. Это мы можем видеть в исследовании Мастерса и Джонсон. При изучении паттернов сексуальных реакций возможно непосредственное зрительное восприятие сексуального поведения и надежные измерения его проявлений. А это, безусловно, позволяет получить более надежные данные, чем субъективные отчеты участников исследований о своем предыдущем опыте. Факт непосредственного наблюдения практически исключает возможность искажения данных вследствие погрешностей памяти, хвастливых преувеличений или замалчиваний, вызванных чувством вины. Кроме того, результаты регистрации поведения можно бесконечно долго хранить на видеокассетах или кинопленке.
Однако данному подходу также присущи и свои недостатки. Основная проблема кроется в вопросе о степени влияния на поведение испытуемых присутствия даже самого корректного наблюдателя. Этот вопрос неоднократно задавался с момента публикации исследований Мастерса и Джонсон. И до сих пор он остается без ответа. Исследователи, использующие метод непосредственного наблюдения, пытаются минимизировать эту потенциальную проблему. Они, стремясь быть максимально незаметными, выбирают укромное место для наблюдения, используют односторонне прозрачные зеркала и даже дистанционно управляемые видеокамеры. Тем не менее испытуемые в любом случае осознают, что за ними ведется наблюдение.
Хотя критика метода непосредственного наблюдения отчасти и справедлива, исследования Мастерса и Джонсон продемонстрировали, что данный метод выдерживает проверку временем. Данные, полученные этими исследователями, и сегодня находят практическое применение во многих областях. Эти области включают консультирование по борьбе с бесплодием, контроль зачатия, сексуальную терапию и сексуальное образование. Применение этих знаний и по сей день приносит вполне ощутимые результаты.
Экспериментальный метод
Четвертый метод, экспериментальное исследование, все чаще используется при изучении человеческого сексуального поведения. Данный метод включает предъявление участникам исследований определенных событий (стимулов) в контролируемых условиях, позволяющих проводить надежные измерения реакций испытуемых.
Экспериментальное исследование. Исследование, проводимое в строго контролируемых лабораторных условиях, при которых реакции испытуемых поддаются надежному измерению.
Используемый, как правило, в лабораторной обстановке, экспериментальный метод обладает значительными преимуществами перед другими методами. Это связано с тем, что он обеспечивает контролируемую среду, из которой могут быть исключены все возможные влияния на реакции испытуемых, кроме факторов, составляющих предмет исследования. Исследователь, использующий данный метод, манипулирует определенной совокупностью условий, или переменных, и отслеживает воздействие своих манипуляций на поведение испытуемых. Экспериментальный метод особенно пригоден для установления причинно-следственных отношений между переменными.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
Hosted by uCoz