Глава 2 посвящена взаимосвязи между нашим представлением о себе и окружающим нас миром. Как социальное окружение формирует нашу самоидентификацию? Как эгоизм искажает наши социальные суждения и мотивирует наше социальное поведение? В главе 3 рассматриваются поразительные, а временами даже весьма занятные способы формирования убеждений о нашем окружении. Обсуждается также вопрос о том, с чем связана предрасположенность наших социальных убеждений к ошибкам. Глава 4 посвящена связям между установками и поведением. Установки определяют наше поведение или наше поведение — установки? Или возможны оба варианта? Глава 2. Я в социальном мире
Тот концерт прошел при полной, чуткой тишине зала, не прерываемый ни единым хлопком, ни единым возгласом, хотя музыканты играли и пели те же вещи, что на обычных концертах, когда их встречают бурей оваций. Когда я думаю о том, что молодежь нужно не столько учить, сколько учиться у нее, я вспоминаю Сашу Куссуля...
В любой схеме экспериментального исследования существует два типа переменных (форм поведения или условий, которым можно придавать (приписывать) различные значения). Это независимые и зависимые переменные. Независимыми переменными называются условия или компоненты эксперимента, находящиеся под контролем исследователя. Он может манипулировать ими или определять их значения по своему усмотрению. Соответственно зависимые переменные представляют собой результат манипуляции или результирующее поведение, которое экспериментатор наблюдает и регистрирует, но не контролирует. Независимая переменная. В схеме экспериментального исследования условия или компоненты, находящиеся под контролем исследователя, манипулирующего ими или определяющего их значения. Зависимая переменная. В схеме экспериментального исследования результат манипуляции или результирующее поведение, которое экспериментатор наблюдает и регистрирует, но не контролирует. На фоне этого краткого описания экспериментального метода давайте рассмотрим, как данная техника может прояснить характер отношений между сексуально агрессивной продукцией СМИ и установками, а также формами поведения сексуальных насильников. Результаты ряда исследований убедительно свидетельствуют о некоторых фактах. Например о том, что сцены насилия в средствах массовой информации иногда могут повлиять на смену установок в сторону большей терпимости по отношению к сексуально агрессивному поведению, а также фактически способствовать проявлению агрессии со стороны насильников. Мы рассмотрим три эксперимента, первый из которых проводился с участием студентов колледжа, а в двух других в качестве испытуемых выступали осужденные за изнасилование. Первое исследование проводилось с участием 271 мужчины. Все они были студентами колледжа. Их распределили на две группы. Участникам первой группы показывались фильмы ненасильственной сексуальной тематики. Участникам же второй группы демонстрировались фильмы, маркированные как не предназначенные для просмотра несовершеннолетними. В этих фильмах изображались мужчины, совершающие сексуально агрессивные акты по отношению к женщинам (по ходу фильма превращавшихся из жертв насилия в добровольных сексуальных партнерш). Спустя несколько дней после просмотра фильмов всем испытуемым предлагался вопросник на выяснение установок. Результаты показали, что мужчины, смотревшие фильмы со сценами насилия, в целом в значительно большей степени допускали возможность совершения сексуального насилия по отношению к женщинам, чем те участники исследования, которым показывались фильмы, где оба партнера добровольно участвовали в ненасильственных эротических сценах (Malamuth & Check, 1981). <Вопрос для критического размышления. Какие независимые и зависимые переменные использовались в данном исследовании?> <Ответ на вопрос. В качестве независимой переменной в данном эксперименте выступает степень насилия, содержащаяся в фильмах, показываемых участникам. Зависимой переменной являются ответы испытуемых.> В ходе двух других экспериментальных исследований использовались сходные исследовательские схемы. Только в них сравнивались реакции эрекции (зависимая переменная) аналогичных по демографическим показателям категорий лиц, совершавших и не совершавших изнасилования, на аудиозаписи двух различных звуковых сопровождений сексуальной активности (независимая переменная). В одной из записей звучало изнасилование, в другой половой акт по взаимному согласию (Abel et al., 1979). Пока испытуемые прослушивали записи, набухание полового члена измерялось с помощью специального прибора для измерения физического напряжения, описанного в следующем разделе. В обоих экспериментах насильники испытывали эрекцию при прослушивании записей насильственных сексуальных актов, тогда как у лиц, не совершавших изнасилования, эрекции не наблюдалось. Записи добровольных сексуальных актов вызывали сходную степень эрекции у представителей обеих групп.