ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ - методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида, а также межличностных процессов в группах содержанием, целями и социальной ценностью выполняемой деятельности. Опосредование деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Принцип опосредования деятельностного по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и объяснить некие принятые им решения, а также поведение индивида в деятельностной ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие решений групповых, причины поведения группового, процессы дифференциации и интеграции групповой. На базе этого принципа и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных). ОПОСРЕДОВАНИЕ ЗНАКОВОЕ - базовое понятие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, означающее способ управления поведением, реализуемый самим индивидом. В этой теории все развитие психическое рассматривается как изменение структуры процесса психического за счет включения в нее знака (символа), что ведет к трансформации натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредованные. Первоначально в развитии онтогенетическом знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях ребенка и взрослого. При этом знак обретает определенное значение - соответственное нормам социальным организации деятельности. ОПРЕДМЕЧЕНИЕ (опредмечивание) - философское понятие, означающее процесс, в коем человеческие способности переходят на предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Что касается деятельности, она опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта деятельности: изменяя мир, человек изменяется сам. ОПРОС - метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. ОПРОС АНКЕТНЫЙ - метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В науках социальных проводится для выяснения биографических данных, мнений, ориентации ценностных, установок социальных и личностных черт опрашиваемого. В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения применяются различные типы опроса: 1) сплошной - например, перепись населения, или выборочный - охватывается возрастная группа, рабочий коллектив и пр.; 2) устный - интервью, или письменный - анкетирование;
Особенно обидно, что полностью девальвировались не только дипломы вуза, но даже на уровне кандидата и — верх скандальности! — доктора наук, профессора, члена академии. Кому на Западе приходилось общаться с представителями советских научных делегаций, тот наверняка видел, что многие из этих представителей по уровню культуры ничем не отличались от простых шоферов (в том числе — советских). Какая уж тут интеллигенция! Нам предстоит разобраться и с этим феноменом. Предварительно отметим, что сказанное вовсе не означает, будто в России нет интеллектуалов, рабочих, фермеров на уровне не ниже (даже выше) западного. Просто почти всю действительную интеллигенцию уничтожили или изгнали из страны еще в 1918—1922 гг., а затем методично, год за годом, добивали тех, кто остался, плюс столь же систематично выбивали подлинную интеллигентность из молодежи. В результате, за исключением сравнительно немногих «белых ворон», выжили те, кто сумел приспособиться к условиям тоталитаризма и кого тот сделал такими, каковы они есть. Остальным было просто не выжить.
Затягивание переговоров тоже невыгодно. Продолжительная забастовка приносит убытки как рабочим, так и предпринимателям. Негибкая позиция также уменьшает и вероятность достижения соглашения. Если и вторая сторона проявляет подобную несговорчивость, оба переговорщика могут оказаться в такой ситуации, когда они не в состоянии пойти на уступки без того, чтобы не потерять лицо. В 1991 г., перед началом войны в Персидском заливе, президент Буш на весь мир грозился «дать Саддаму пинка в зад». Хусейн, настроенный не менее воинственно, пообещал, что «“неверные” американцы захлебнутся в собственной крови». После обмена подобными «любезностями» каждой из сторон было трудно избежать войны, не потеряв при этом лица. Посредничество Посредник как незаинтересованная сторона может внести такие предложения, которые позволят участникам конфликта прийти к соглашению без ущерба для их репутаций (Pruitt, 1998). Если мою уступку можно приписать посреднику, который добился не меньшей уступки от моего оппонента, ни о ком из нас нельзя будет сказать, что он пошел на поводу у другого. Превращение «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты выиграл». Помощь посредников заключается также и в том, что они облегчают конфликтующим сторонам конструктивное взаимодействие. Их первая задача — помочь сторонам еще раз обдумать конфликт и получить информацию об интересах друг друга (Thompson, 1998). Как правило, обе стороны ориентированы на соревнование по схеме «я выиграл — ты проиграл»: каждая из них считает, что достигла успеха, если оппонент недоволен результатом, а если он доволен им, значит, она проиграла (Thompson et al., 1995). Задача посредника — заменить соревновательный по своей сути подход «я выиграл — ты проиграл» на сотрудничество, при котором действует принцип «я выиграл — ты выиграл»; для этого он должен убедить обе стороны отрешиться от своих разногласий и думать о потребностях, интересах и целях друг друга. На основании результатов своих экспериментов Ли Томпсон пришел к выводу о том, что с опытом посредники совершенствуют навыки, необходимые для того, чтобы делать конфликтующим сторонам взаимовыгодные предложения и добиваться благодаря этому таких решений, от которых выигрывают обе стороны (Thompson, 1990a, b).