В контексте теории социализации - к поведению девиантному склонны люди, социализация коих проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление поведения девиантного становится возможным уже при одном лишь определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. В исследованиях поведения девиантного значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении поведения девиантного, особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, сферы эмоционально-волевой (-> воля). Преступность как вид поведения девиантного изучается преимущественно криминологией, использующей результаты исследований психологических. Отечественная криминология склонна объяснять преступное поведение индивида сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в коей индивид оказался. Непротивоправное поведение девиантное также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления поведения девиантного иногда наблюдаются в возрасте детском и подростковом и объясняются относительно низким уровнем развития интеллектуального, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Поведение девиантное может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. ПОВЕДЕНИЕ ИНВЕРТИРОВАННОЕ (поведение инвертированных людей) - согласно З. Фрейду, по степени инвертации выделяются три основных типа поведения: 1) инвертированное абсолютно - когда объект сексуальный может быть только того же пола; 2) инвертированное амфигенно (гермафродитизм психосексуальный) - когда объект может относиться и к своему, и к противоположному полу;
Я никогда не решился бы говорить об этом, если бы мне не было 75 лет (советские мужчины, по статистике, живут в среднем 57) и не было бы безразлично, умру ли я собственной смертью, или меня убьют в моей родной стране, в этом проклятом Богом и людьми государстве. Что же касается пустословия насчет «искоренения преступности» (на практике — введение «половодья преступности» в ее обычные берега), то социологу — и не только социологу — положено знать, что искоренять надо не столько преступников, сколько так называемые социальные источники преступности, ту питательную среду, которая порождает преступников каждодневно, ежечасно, сколько их ни сажай, ни расстреливай. Иначе борьба с преступностью напоминает попытку осушить гнилой пруд ведрами, когда в него потоком льются со всех сторон грязные помои.
Следствием депрессивного мышления является депрессивное поведение, которое, в свою очередь, способствует поддержанию пораженческого настроения. Многое из сказанного относится и к людям, хронически страдающим от одиночества и от таких проявлений социальной тревожности, как чрезмерная застенчивость. Молодая и бурно развивающаяся отрасль психологической науки — психология здоровья — интересуется тем, как люди определяют, что они больны, как они объясняют симптомы, которые чувствуют, когда обращаются за медицинской помощью, и как следуют врачебным рекомендациям. Она также изучает воздействие негативных эмоций и связь между болезнью, стрессом и пессимистическим мировосприятием. Социально-психологический подход к лечению Мы рассмотрели особенности социального мышления, вызванные различными житейскими проблемами — от тяжелой депрессии до чрезмерной застенчивости и физического недуга. Можно ли изменить эти неадаптивные паттерны мышления?