ПОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемою окружения - в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы внешней среды. Наблюдается в раннем детском возрасте, а также при некоих нарушениях психической регуляции деятельности взрослого. ПОВЕДЕНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЕ - поведение, свойственное представителю определенного пола при выполнении им различных ролей социальных. ПОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТИВНОЕ - поведение, искаженное проявлениями проекции. Степень искажения апперцептивного определяется и неопределенностью перцептивного материала, и индивидуальными особенностями воспринимающего, зависимыми также от его аффективного состояния и мотивации. Этот тип поведения особенно четко диагностируется тестами интерпретативными. ПОВЕДЕНИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОЕ - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. ПОВЕДЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ - формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью (-> жизнь половая); явление, представляющее важную сферу общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая поведения сексуального содержит параметры конституции половой, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности системы нервной центральной, генетические детерминанты. Поведение сексуальное человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования конкретной функции выделяются разные виды отношения к сексуальности. Чем выше оказывается уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления поведения сексуального. Интимная близость может быть: 1) средством релаксации, разрядки напряжения полового; 2) средством прокреации, деторождения;
— школа-казарма с ее репрессивной педагогикой; — теневая экономика, немыслимая без правонарушений;
Результаты экспериментов подтверждают вывод о том, что наши слова о самих себе могут влиять на наше самочувствие. Студентам, участникам одного из экспериментов, было дано задание написать о себе хвалебный очерк (Mirels & McPeek, 1977). Одновременно другая группа испытуемых писала очерк о текущих социальных проблемах. Когда позднее, в рамках другого эксперимента, испытуемые должны были оценить себя, самооценки участников первой группы оказались более высокими. Участников другого эксперимента исследователи просили представить себя интервьюеру либо в лестном, либо в не очень лестном свете (Jones et al., 1981; Rhodewalt & Agustsdottir, 1986). И вновь публичное выступление, предполагающее подчеркивание собственной значимости или ее преуменьшение, сказалось на результатах последующего тестирования реальной самооценки. Мы верим в то, о чем говорим; это утверждение оправдывается даже тогда, когда мы говорим о себе. Особенно наглядно это проявилось в тех ситуациях, в которых испытуемые должны были нести ответственность за то, как они представляли самих себя. О том, насколько важен осознанный выбор, свидетельствуют результаты эксперимента Памелы Мендонсы и Шарон Брэм (Mendonca & Brehm, 1983). Пригласив группу детей с избыточным весом, которые приступали к занятиям по программе похудания, они предложили им самим выбрать, как именно они будут сбрасывать лишний вес. Затем исследователи периодически напоминали им, что выбор их поведения зависит от них самих. Одновременно они работали с другой группой тучных детей, которым предстояли занятия по той же 8-недельной программе, но уже без права выбора способа похудания. Дети из первой группы, которые чувствовали большую ответственность за результат, к концу программы и через 3 месяца после этого сбросили больше килограммов, чем дети из второй группы. Еще более значительные результаты достигаются в том случае, если осознанный выбор и личная ответственность сочетаются с серьезными усилиями (Axsom & Cooper, 1985; Axsom, 1989). В своем эксперименте исследователи объявили, что женщины, желающие похудеть, для достижения своей цели должны выполнить некоторые терапевтические задания, например сформулировать перцептивные суждения (разумеется, подобная зависимость отсутствует). Те женщины, которые приложили наибольшие усилия при выполнении этих заданий, сбросили наибольший вес. Особенно наглядно это проявилось, когда им предоставлялось право свободного выбора. Итак, терапия наиболее эффективна, если пациент сознательно выбирает способ лечения и прикладывает максимум усилий для его реализации. Как разорвать порочный круг