Хеммерли и Монтгомери подчеркивают, что все это не только произошло без вмешательства психотерапевтов, но, вполне возможно, и благодаря этому. Поскольку мужчины добились успеха сами, у них появилась возможность воспринимать себя как социально компетентных людей. Впрочем, 7 месяцев спустя, когда исследователи провели повторный опрос своих бывших испытуемых, мужчины добились уже такого социального успеха, что приписывали этот успех своим внутренним качествам. «Ничто не объясняет успех лучше, чем сам успех, если отсутствуют внешние факторы, которым клиент мог бы приписать его», — к такому выводу пришел Хеммерли (Haemmerlie, 1987). Терапия, направленная на изменение стиля объяснения Порочный круг, мешающий человеку выйти из депрессии, избавиться от одиночества и застенчивости, можно разорвать разными способами: тренингом социальных навыков, приобретением позитивного опыта, улучшающего представление о самом себе, и с помощью терапии, изменяющей негативные мыслительные паттерны. У некоторых людей вполне достаточно социальных навыков, однако общение со слишком склонными к критике родственниками и друзьями убедило их в том, что это не так. В таких случаях вполне достаточно одного — помочь им избавиться от негативных представлений о самих себе и своем будущем и направить их мысли в иное, позитивное русло. Одним из когнитивных терапевтических методов, перед которыми стоят именно такие цели, является предложенная социальными психологами терапия, направленная на изменение стиля объяснения (Abramson, 1988; Gillham et al., 2001a, b; Greenberg et al., 1992). По одной из таких программ студентов колледжа, переживающих депрессию, обучали тому, как изменить свойственные им атрибуции. Мэри Энн Лейден (Layden, 1982) первой объяснила преимущества сближения атрибуций людей в состоянии депрессии с атрибуциями тех, кто ее не испытывает (за счет приписывания успеха самому себе и понимания того, как внешние обстоятельства могут помешать его достижению). После того как ее подопечные студенты выполнили ряд различных заданий, она помогала им понять, каким образом они обычно интерпретируют свои успехи и неудачи. Затем начинался сам терапевтический этап: Лейден инструктировала каждого студента, как следует вести дневник, ежедневно отмечая в нем свои успехи и неудачи и обращая особое внимание на собственный вклад в успех, а также на внешние причины неудач. Спустя месяц после начала этой «перековки атрибуций» студенты были протестированы повторно. Оказалось, что их самооценка возросла, а стиль объяснения стал более позитивным (по сравнению с контрольной группой, не проходившей лечения). И чем совершеннее становился их стиль объяснения, тем лучше становилось их настроение. Изменение атрибуции привело к изменению эмоций.
— рэкет; — тюрьмы как «уголовные академии»;
Выполнение специальных упражнений и повторение действия в меняющихся условиях обеспечивают обретение им таких качеств, как обобщенность и осознанность. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма. ПОВТОРЕНИЕ НАВЯЗЧИВОЕ - бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее пережитых травматических моментов и ситуаций. ПОДАВЛЕНИЕ - своеобразное состояние и процесс, характерные особыми психическими условиями, в силу коих часть душевных переживаний сновидений не может быть осознана (=> вытеснение). ПОДВИЖНОСТЬ - одно из первичных свойств системы нервной, состоящее в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены процессов нервных на процессы того же или противоположного знака (возбуждение-торможение), а также скорости появления и прекращения нервного процесса. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - подготовка человека к овладению некоей профессией и выполнению соответственной деятельности профессиональной на достаточно высоком уровне. ПОДКРЕПЛЕНИЕ - в учении о деятельности нервной высшей - раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи - положительным (награда). В ситуации обучения инструментального (при выработке двигательной реакции) в роли отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным может стать отмена наказания. ПОДРАЖАНИЕ - следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. Посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В возрасте младенческом подражание движениям и звукам голоса взрослого являет собой попытку установить первый «содержательный» контакт.