Психологическая наука формирует критическое мышление Согласно модной в среде интеллектуалов идее, которую иногда называют «постмодернизмом», истина конструируется социально, взгляды всегда отражают культуры, в которой они были сформированы. Это действительно так: в нашей книге мы не раз отмечали, что действительно нередко следуем своим предчувствиям, пристрастиям, культурным склонностям. Социологи и социальные психологи тоже подвержены влиянию чрезмерной самоуверенности, стойкости убеждений, предубеждений против доказательств и предварительных суждений, которые способны сделать человека пристрастным. Создавая и развивая теории, мы руководствуемся предвзятыми идеями и нравственными ценностями, от которых зависят как наши интерпретации, так и выбор предмета исследования и наш язык. Если мы будем помнить о тех ценностях, которые несет в себе психологическая наука, у нас будут основания для того, чтобы протереть запотевшие очки, через которые мы смотрим на мир. Помня о том, что нам свойственно быть пристрастными и ошибаться, мы можем избежать двух крайностей — не поддаться влиянию ни научной психологии, которая выдает себя за нейтральную по отношению к нравственным ценностям, а на самом деле перегружена ими, ни влиянию безграничного субъективизма, для которого доказательства —- не более чем собранные воедино пристрастия. Смирив гордыню, мы можем подвергнуть проверке те идеи, которые в принципе можно проверить. Если мы считаем, что смертная казнь действительно более, чем любое другое наказание, способствует (или не способствует) снижению уровня преступности, то можем высказать свое мнение так же, как это сделал Верховный Суд. Или можем поинтересоваться, меньше ли убийств совершается в тех штатах, где применяется наказание в виде смертной казни, уменьшилось ли их количество после ее введения или увеличилось ли оно после ее отмены. Как мы видели, такие решения, как запрет на использование жюри присяжных в составе 5 человек и отмена раздельного обучения белых и чернокожих детей, были приняты Верховным Судом на основании результатов релевантных исследований социологов и социальных психологов. Но он не принял их во внимание, когда высказывался о связи между смертной казнью и уровнем преступности; о том, рассматривает ли общество смертную казнь как запрещенное Конституцией США «жестокое и неправомерное наказание»; о том, выносит ли суд необоснованные приговоры, проявляя при этом расовые пристрастия, и о том, насколько предрасположены к вынесению обвинительного приговора присяжные, отобранные на основании их толерантного отношения к смертной казни.
Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента. Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику. ПСИХОЛОГ КЛИНИЧЕСКИЙ - работают преимущественно в больницах и центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, кои жалуются на состояние тревоги, выражающееся в расстройствах функциональных эмоционального или сексуального характера, или же на трудности в общении или преодолении повседневных неурядиц. Психолог должен уяснить проблему путем бесед с клиентом или психологическим обследованием, а затем выбрать и применить самую подходящую терапию. ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - его функции - улучшение условий обучения, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся. Психолог педагогический занимается разработкой эффективных методов обучения, в частности, используя открытия психологии когнитивной и теоретиков, исследующих процессы обучения. В последние времена некие психологи педагогические стали специализоваться в области «управления классом», помогая преподавателям выработать такие психологические и социальные навыки, кои позволяют создать в школе приятную и продуктивную обстановку. ПСИХОЛОГ ПРАКТИЧЕСКИЙ - к его сфере деятельности относятся психодиагностика, выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник. Выбор техник преимущественно зависит от того, на какую психологическую систему ориентирован психолог. ПСИХОЛОГ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - его функции - помочь служащим выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов.