Катарсис (Catharsis). Эмоциональная разрядка. Согласно катартическому пониманию агрессии, уровень агрессивности снижается, когда человек «сбрасывает» агрессивную энергию, либо совершая реальные агрессивные поступки, либо представляя их в своем воображении. Клиническая психология (Clinical psychology). Обследование, диагностика и лечение людей с психологическими проблемами. Когнитивный диссонанс (Cognitive dissonance). Напряжение, возникающее у человека, осознающего несовместимость одновременного сосуществования двух позиций. Например, когнитивный диссонанс может возникнуть, когда мы осознаем, что без достаточных на то оснований действовали вразрез со своими установками или приняли решение в пользу одной альтернативы, хотя логичнее было бы отдать предпочтение другой.
1) тифлопсихология - психология слепых; 2) сурдопсихология - психология глухих; 3) олигофренопсихология - психология умственно отсталых: детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи; 4) патопсихология - психология распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр. Психология специальная, как и педагогия специальная (тифлопедагогия, сурдопедагогия, олигофренопедагогия и пр.), входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения. Выявлено, что первичный дефект (например глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный. Основной задачей психологии специальной является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - направление психологии, изучающее закономерности проявления и развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок.