2) о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей; часто приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов и пр.; 3) более строгие факты дают исследования с применением метода близнецов; корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0.7-0.8, тогда как в парах сибсов коэффициенты около 0.4-0.5; 4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; они свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению. Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы: 1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с позиции законов статистики; 2) более точные доказательства являют факты массового развития некоих специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа слуха музыкального, оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, что этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей; 3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; выращивание отобранных поколений «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколений «глупых» крыс в условиях обогащенной среды выяснило, что показатели последних оказались выше. В итоге можно сделать вывод, что все полярные ответы о происхождении способностей неверны. Мнение о генетической предопределенности способностей по существу говорит о том, что они «появляются» - без процесса развития. Мнение о том, что всему можно научить или научиться, приложив старание, содержит ошибку неразличения увлекательного труда-игры, порождаемого сильной потребностью, и труда-обязанности; нельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлеченности.
Е Beckground (environment) of forecasting
-- и прочие его проявления -- и самоэффективность - в пользу своей группы