Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода. Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социальной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1).
Е Task for forecast
ЦВЕТ ХРОМАТИЧЕСКИЙ - цвета, восприятие коих возможно лишь при наличии зрения цветового (все цвета, кроме белого, черного и оттенков серого). Противоположное понятие - цвет ахроматический. ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ (восприятие цвета) - может сводиться к оценке: 1) светлоты (или видимой яркости) цветового тона - то есть собственно цвета; 2) насыщенности - как показателя отличия данного цвета от серого цвета равной светлоты. При этом основные механизмы цветовосприятия являются врожденными и действуют за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга головного (=> зрение цветовое). ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ (смешение цвета, смешение цветов) - получение качественно нового субъективно воспринимаемого цвета при совместном воздействии двух или более раздражителей цветовых. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, впервые сформулированным Н. Грассманом в 1853 г.: 1) если новый цвет получен при применении светофильтров, он называется субстрактивным, - ибо является результатом оптического вычитания из исходного белого цвета; так, при вычитании красного цвета из белого получается сине-зеленый; 2) если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, он называется аддитивным, или оптическим, - ибо исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном предъявлении цветов (цветосмешение временное), а также при воздействии одного цвета на правый глаз, а другого - на левый (цветосмешение бинокулярное). ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ - слияние в один цвет нескольких световых раздражителей разного цвета при попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описано И. Ньютоном в 1672 г. после опытов с разложением и сложением световых лучей посредством призмы.