ЭЙФОРИЯ - радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответственное объективным обстоятельствам, не имеющее объективных причин появления и достаточно стойкое. В поведенческом плане наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение. В качестве причин эйфории могут выступать олигофрения, поражения долей лобных мозга головного, расстройства психические; ЭКЗОГЕННЫЙ - внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами. Противоположное понятие - эндогенный. ЭКЗОПСИХИКА - согласно А. Ф. Лазурскому - совокупность отношений личности к природе, обществу, духовным ценностям, к собственной душевной жизни. ЭКЛЕКТИЦИЗМ (подход эклектический) - наибольшие успехи в психологии были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Среди этих противоречивых направлений немало таких, что сошли со сцены в первой половине XX в. Появление и развитие множества разногласий между школами достигли максимума в 50-е годы; затем споры стали стихать и к настоящему времени угасли. Наступает согласие по ряду важных вопросов, различия сглаживаются по мере углубления знаний. Теперь психологи отбирают из различных теорий и используют те концепции, что представляются самыми ценными или глубокими. Такой подход приводит к тому, что главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих определенному направлению, но скорее желание выявить самые подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи нуждающимся. ЭКСГИБИЦИОНИЗМ -> эксхибиционизм. ЭКСПЕКТАЦИЯ - система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляет собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и прочих регулятивов поведения в группе, характер экспектаций неформализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны - это: 1) право ожидать от окружающих поведения, соответственного их позиции ролевой; 2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. При этом различаются:
F Verification de prevision (de la prospective) Этап прогнозирования, на котором осуществляется оценка достоверности и точности или проверка обоснованности прогноза.
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.