ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ (экстернальность и интернальность) - предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, это говорит о наличии у него внутреннего (интервального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам - внешней среде, судьбе или случаю - это говорит о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. ЭКСТЕРОЦЕПТОР (экстерорецептор) - специализированные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения. Расположены на поверхности тела, в том числе слизистых оболочках носа, рта и языка, - либо диффузно, рассеянно, либо входя в состав особых органов чувств (-> интероцептор). ЭКСТРАВЕРСИЯ - обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие - интроверсия. ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ - склонность перекладывать вину за неудачи на других людей. ЭКСТРАСПЕКЦИЯ - так можно назвать отчеты испытуемых о своих ощущениях - о том, что они видят, слышат и пр. (=> моноспекция). ЭКСХИБИЦИОНИЗМ (эксгибиционизм) - форма перверсии половой, характерная тем, что субъект испытывает половое удовлетворение при демонстрации лицам противоположного пола своих половых органов в обычных бытовых ситуациях. ЭКСХИБИЦИОНИЗМ СЛОВЕСНЫЙ - вариация эксхибиционизма, характерная тем, что сексуальное удовлетворение достигается при нашептывании непристойностей или интимных подробностей лицам противоположного пола. ЭЛЕКТРОРЕТИНОГРАФИЯ -> ретинография.
E Forecast correction
Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии. Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интересно также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точно. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.