Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей. Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для традиционной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента — именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.
Светлана: Да, это воспоминание мне неприятно. Ведущий: Диссоциируйтесь и посмотрите всю ситуацию с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы видите саму себя участником каких-то событий. Светлана: Да, я прокрутила всю ситуацию. Ведущий: Отложите эту картинку в сторону, мы к ней вернемся позже. А сейчас вспомните любую приятную веселую мелодию. Например, цирковой марш, на арену выходят клоуны, смешные зверюшки и т. п. Любую мелодию, которая сопровождается каким-то видеорядом. Что-то наподобие видеоклипа. Это может быть не только мелодия, но и песня. Светлана: Мне нравится цирковой марш. Ведущий: Прослушайте этот марш, посмотрите, что происходит на арене. Ощутите позитивные эмоции в связи с тем, что видите и слышите. Вам действительно становится приятно? Светлана: Да, я чувствую какой-то подъем, мне весело. Ведущий: Теперь картинка цирка на заднем плане, а перед ней картина негативной ситуации. Последняя может быть прозрачной, и сквозь нее вы видите цирковую арену. Или вы сидите в цирке, перед вами телевизор, на экране которого разворачиваются события, связанные с негативными переживаниями. Одновременно вы можете наблюдать и слушать все, что происходит на арене цирка. Можете выбрать любой другой способ расположения картин с негативными эмоциями на переднем плане, а с позитивными на заднем.