5) С каким эффектом? — Эффективность По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия (Богомолова, 1991). Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX в. взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли установок аудитории в восприятии информации.
Полнота исходной ин
Успешная деятельность обладает некоторыми чертами мастерства. Каким бы ни было ее содержание, эффективность в значительной степени зависит от особенностей протекания, разворачивания деятельности. Содержание того, в чем мы проявляем активность, может быть очень различным. Но все, что мы делаем эффективно, имеет вполне определенное сходное внутреннее строение. Поэтому, когда человек собирается в чем-то стать мастером, то для этого ему необходимо придать соответствующей деятельности внутреннее строение мастерства. Для демонстрации способа, как это можно осуществить, обратимся к фрагменту одного из наших семинаров. Ведущий: В какой области, Михаил, вы решили добиться успеха? Михаил: В ведения деловых переговоров. Ведущий: Подумайте, что в общении с людьми у вас хорошо получается? Что вам дается легко, приносит удовлетворение, даже радость? Может вам с детьми очень просто общаться или с девушками свободно знакомитесь? Михаил, иногда люди очень эффективно решают проблемы с обменом некачественных товаров в магазине. Для кого-то большая трудность предъявить претензии, а кому-то и в голову не приходит, что ему могут отказать в его просьбе. Человек настолько естественен в своем желании обменять вещь, что никакого сопротивления у продавца даже не возникает. Михаил: Пожалуй, я без труда могу произвести хорошее впечатление на человека при поверхностном знакомстве. Ведущий: Вы уверены в этом? Михаил: Да. Это для меня настолько привычно, что я не обращал раньше внимания. Вот сейчас, перебирая, заметил, что у меня много знакомых. Причем таких, с кем я встречаюсь в коридоре или на улице случайно.