Юра: Мой знакомый участвовал в прошлом году в семинаре по развитию интеллектуальных процессов. Одно из направлений семинара было посвящено формированию навыков работы с книгой. Он поделился со мной своими удивительными приобретениями в этой области. Я наблюдал, как он читает. Это зрелище, конечно, поражает. Все чтение страницы сводится к короткому взгляду в середину текста. Поле зрения настолько широкое, что позволяет одновременно воспринимать всю страницу. Чтение книги внешне выглядит, как ее перелистывание. Но самое интересное, это то, как он воспринимает содержание. Мой знакомый рассказывает, что в момент чтения перед его внутренним взором все события книги выстраиваются в некий фильм. Причем это такое яркое, цветное изображение. Часто в этом своеобразном фильме присутствуют различные звуки. Мой знакомый — человек неэмоциональный, но когда он рассказывает о своем восприятии книг, то просто преображается. Видимо, настолько это необычно. Причем, он видит «фильмы» не только на какие-то художественные сюжеты. Мне запомнился его рассказ о закономерностях преобразований внутри атомного ядра. Я далек от физики и большую часть сказанного не понял. Но буквально был изумлен описанием цвета субатомных или элементарных частиц, не знаю, как точно сказать. По его словам, все частицы имеют различные цвета и оттенки. Когда какая-то частица вторгается в зону атомного ядра начинается настоящий фейерверк цвета. Получается, что в зрительном образе появляется дополнительная информация, которой нет в самой книге. Ведь нигде не упоминается о цвете элементарных частиц. Да их никто и не видел. Ведущий: А вы знаете, Юра, довольно часто люди после семинара читают книги только для того, чтобы посмотреть, как все описанное выглядит. Интересно же увидеть Древнюю Грецию, Средневековую Европу или Россию прошлого столетия. Любители фантастики могут посетить экзотические миры, созданные воображением автора. Формируется еще один мотив, связанный с чтением литературы. Юра: Да, теперь мой знакомый намного больше читает. Причем у него появилось множество новых интересов. И выбор книг стал определяться специфическими критериями текста. Он обнаружил, что существуют авторы, описания которых позволяют создать красочный, динамичный, объемный образ событий. Эти книги интересно читать, независимо от содержания текстов. Ведущий: Кроме того, есть произведения, позволяющие воссоздать в форме образного ряда боковые сюжетные линии. Иногда просто начинаешь теряться в этих ответвлениях сюжета, возникающих из кратких отступлений автора. В этом случае как раз и возникает впечатление полифоничности текста.
E Expert
Здесь мы вновь сталкиваемся с острым методологическим вопросом о том, может ли в принципе методика социально-психологического исследования фиксировать содержательную сторону деятельности? В традиционных подходах подразумевается отрицательный ответ. Более того, в известном смысле эта неспособность рассматривается как отличительная особенность социальной психологии, т.е. включается в определение предмета этой дисциплины, которая, согласно такой точке зрения, и должна исследовать лишь формы взаимодействий, отвечать на вопрос «Как?», но не на вопрос «Что?» делается совместно. Отрыв от содержания деятельности получает здесь свою легализацию. Все методики, построенные на основе таких исходных позиций, неизбежно будут апеллировать лишь к формальному аспекту взаимодействий. При отсутствии других методик в определенных границах они могут, естественно, использоваться, но надо помнить, что все они поставляют данные лишь относительно одного компонента взаимодействия — его формы. Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории социальной психологии тенденцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущественно к исследованию взаимодействия в диаде, т.е. к взаимодействию лишь двух людей. Такого рода исследования, проводимые в рамках теории «диадичесиого взаимодействия», являют собой еще один пример того, насколько даже самое тщательное изучение формы процесса мало дает для понимания его сущности. При изучении «диадического взаимодействия», а наиболее подробно оно исследовано американскими социальными психологами Дж. Тибо и Г. Келли, используется предложенная на основе математической теории игр «дилемма узника» (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная