Глава 6. Лабиринты нашего внутреннего опыта Вероятно, все знакомы с широко распространенной детской игрушкой под названием «Калейдоскоп». Много лет назад для меня было загадкой, как образуются такие изумительно симметричные, разноцветные и законченные узоры. Но еще больше поражала легкость, с которой один узор сменялся другим. Достаточно было чуть повернуть игрушку, и появлялся новый рисунок. Причем не помню случая, чтобы узоры повторялись. Хоть чем-то, но они всегда были отличны. Однажды я разобрал игрушку и обнаружил там набор разноцветных стекляшек и три узких длинных зеркала. До сих пор помню удивление от простоты конструкции, порождающей столь сложные изображения. Уже много позже, овладев специальными знаниями, я вновь вспомнил о «Калейдоскопе». Мне неожиданно открылся метафорический смысл игрушки. Она является хорошей моделью процесса порождения человеком образа мира. Конечно же, не всех его аспектов, а лишь некоторых, но очень важных. Ранее говорилось, что ребенок, родившись, воспринимает мир в первые месяцы и годы жизни не совсем таким, каким он предстает перед взрослым. Возможно, читатель, вы видели когда-нибудь большие картины, написанные маслом. Если к этой картине подходить все ближе и ближе, то на определенном расстоянии все изображение распадается на множество разноцветных мазков. Это сравнение позволяет понять, в каком непривычном виде предстает действительность перед маленьким человеком. Для ребенка в этом возрасте еще не существует предметного мира. Перед ним открывается разноцветная, текучая, совершенно бесформенная реальность. Реальность «голых» ощущений, еще не структурированных ни в какие конкретные образы. Это можно сравнить с набором стеклышек различного размера, конфигурации, цвета. А вот дальше с помощью взрослых ребенок начинает выстраивать систему «зеркал». У него формируются психологические механизмы, которые по определенным правилам собирают образ мира их хаоса ощущений. И важнейшими среди этих механизмов являются закономерности восприятия и внимания. Любой психологический механизм первоначально существует в форме внешнего действия, разворачивающегося между взрослым и малышом. Родители, обучая ребенка общепринятым правилам поведения, одновременно направляют течение его внутренних процессов во вполне определенное русло. Ведь действие всегда осуществляется в рамках некоторой заданной последовательности. Взрослый, управляя внешними движениями ребенка, в то же время управляет, например, и его вниманием, перемещая фокус последнего с одних элементов действия на другие, с одних предметов или их качеств на другие предметы и качества. В итоге, овладевая культурными формами поведения, ребенок вместе с этим овладевает и соответствующими психологическими механизмами. А как только последние оказываются сформированными, они уже начинают работать и определять не только поведение человека, но и его способ восприятия действительности. Именно особенности строения данных механизмов заставляют кого-то видеть черные, а кого-то белые полосы у тельняшки. Или для одного стакан оказывается наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Результатом же работы целостной системы психологических механизмов является образ мира человека. Удивительная вещь: люди, оказывается, способны из одних и тех же элементов опыта собирать совершенно разные узоры реальности. Что за процессы определяют таинственный рисунок нашего внутреннего лабиринта? Как обнаружить эти процессы? Где вход в лабиринт, и что является дверью?
E Competence of expert group F Competence du groupe des experts
Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии, отдельные положения которой были уже рассмотрены в предыдущей главе. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений. Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С. 180). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.