Эффективные методы продаж, как выход из кризиса













Удачный маркетинговый ход 63

Образно выражаясь, можно сказать, что вход в лабиринт — это органы чувств человека, а дверь — это наше внимание. Чтобы услышать, увидеть, почувствовать то, что мы раньше никогда не воспринимали, достаточно сместить внимание с обычно осознаваемых элементов опыта на что-то другое. Простейшая процедура, но порой она позволяет стать свидетелем самых интимных внутренних процессов человека.
Вновь обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Далее будет описано, как можно буквально увидеть протекание внутренних процессов человека. Причем процессов обычно нами неосознаваемых. Другими словами, речь идет об одном из способов доступа к бессознательному.
Ведущий: Подойдите, Лена, ко мне сюда. Повернитесь, пожалуйста, лицом к группе, так, чтобы вас все могли хорошо видеть. Сейчас я буду задавать вам вопросы. Ваша задача мысленно найти ответ. Произносить его вслух не надо. Понятно, что мы будем делать?
Лена: Я просто стою здесь и мысленно отвечаю на ваши вопросы.
Ведущий: Совершенно верно. Все остальные сядьте так, чтобы вам хорошо было видно лицо Лены. Особенно ее глаза. Я буду задавать вопросы, а вы наблюдайте за движением глаз. Ваша задача — выяснить, существует ли какая-либо повторяющаяся, систематическая реакция в ответ на мои вопросы. Все готовы? Начинаем.
Лена, какого цвета занавески в вашей комнате? Что за ручка на входной двери вашего подъезда? Сколько остановок троллейбуса от дома до работы? (После каждого вопроса глаза Лены поднимаются вверх и уходят вправо. Направление движения глаз дается с позиции наблюдателя).
Вы все обратили внимание на особенность движения ее глаз? Очень хорошо. Пока запомните эту информацию, а мы продолжим свою работу. Лена, сейчас я задам еще несколько вопросов. Вы делаете то же самое. Какой звук издает закипающий чайник? А какой звук слышен, если разбить яйцо на раскаленную сковороду? Как хлопает входная дверь вашей квартиры? Вспомните свою любимую песню. (В ответ на первые три вопроса Лена смотрит вправо вбок. После последнего вопроса ее глаза уходят вправо вверх, а затем вправо вбок.)
Я думаю, вы все заметили систематическое отличие в направлении движения ее глаз. Сейчас я задам еще несколько вопросов и мы приступим к обсуждению.

Способность экспертной группы создавать достоверные оценки относительно объекта прогнозирования, адекватные мнению генеральной совокупности экспертов.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» (Выготский, 1960. С. 196). Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализованного другого». Однако, если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» (Поршнев, 1968. С. 79).
Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
Hosted by uCoz