И еще один, часто встречающийся вариант. Иногда во время беседы вы замечаете, что собеседник как бы смотрит «сквозь» вас. Речь идет о взгляде перед собой. Если вы будете внимательны, то увидите, что в этот момент происходит расширение и расфокусировка зрачков, а также расслабление мышц лица. Иногда бывает и наоборот — сужение зрачков. Подобный взгляд указывает на то, что ваш собеседник получил доступ к каким-то своим зрительным образам. Кстати, в эту минуту он вас не слышит. Имеет смысл остановиться и подождать, когда партнер снова вернется к реальности из своего внутреннего мира. Сейчас мы разделимся на группы по три человека и потренируемся в различении глазодвигательных реакций человека. Но прежде я хочу вот что сказать. Лена продемонстрировала нам реакции, характерные для «правши». У «левши» реакции будут инвертированы, то есть право и лево поменяются местами. Еще один момент. Вы можете получить реакцию, которая не согласуется с предложенной ранее схемой. Спросите человека, что он делал, ища ответ на ваш вопрос. Как вы заметили, Лена своими рассказами очень просто объясняла нам все свои, казалось бы, нетипичные реакции. В общем случае вам, конечно, могут встретиться люди, глазодвигательная реакция которых совершенно не соответствует приведенному здесь описанию. В этой ситуации вам предстоит самостоятельно выяснить, какому внутреннему процессу соответствует то или иное положение глаз человека. Допустим, вы обнаружили, что взгляд вправо-вниз соответствует доступу к зрительным образам воспоминания. Можете быть уверены, что у этого человека данное направление взгляда всегда будет означать, что во внутреннем плане он рассматривает картины из своей прошлой жизни. Люди систематичны в своих реакциях. Реакции могут быть бесконечно различными у разных людей. Но если у конкретного человека вы обнаружили, что он что-то делает определенным образом, то очень велика вероятность, что он это всегда делает именно так, а не иначе. Итак, мы с вами сейчас будем работать в группах по три человека. Один человек делает то, что делала Лена. Другой — то, что делал я, т. е. задает вопросы разного типа. А третий слушает вопросы и вместе с задающим вопросы наблюдает за движениями глаз отвечающего. Первая группа вопросов относится к работе зрительного анализатора. Здесь можно выделить два типа вопросов. Одни предполагают обращение к прошлому опыту человека, к воспоминаниям. Другие побуждают человека конструировать какие-то зрительные образы, так как в его опыте ничего подобного нет. Следующая группа вопросов связана с работой слухового анализатора. Здесь также задают два типа вопросов. Одни связаны с обращением к прошлому опыту, другие предполагают конструирование чего-то нового. И последняя группа вопросов, как обычно считается, связана с получением доступа к кинестетическим ощущениям. Хотя на самом деле сюда включается более широкий круг ощущений нашего тела. Кинестетические ощущения — это ощущения движения, положения частей тела в пространстве и ощущения производимых мышечных усилий. Также сюда относятся тактильные ощущения, то есть ощущения прикосновения, давления, вибрации. Температурные ощущения тепла и холода. И особо выделяют вкусовые и обонятельные ощущения. Здесь же можно упомянуть такое интегральное переживание, которое обычно именуется «самочувствием человека». Сделайте это упражнение, а затем мы обсудим полученный вами опыт. Пусть каждый участник группы побывает и наблюдателем, и спрашивающим, и мысленно отвечающим. В результате, одну и ту же процедуру группа проделает три раза. Читатель может сам сделать описанное выше упражнение и на личном опыте убедиться в существовании соответствующих эффектов. Для упражнения вполне достаточно одного партнера.
E Expert evaluation (opinion) F Avis des experts
Содержание и эффекты межличностного восприятия. Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов). Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.