Эффективные методы продаж, как выход из кризиса













Удачный маркетинговый ход 81

Принцип непрерывности анализа объекта прогнозирования

Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. М., 1983, т. 2.

Наблюдение за движением глаз и особенностями речи человека позволили определить неосознаваемую часть личностного опыта. Кроме того, была установлена роль этой части в порождении негативного состояния. Полученная информация об особенностях процесса, результатом которого являлось беспокоящее состояние, дала возможность осуществить его быстрое и эффективное изменение. Вместо угнетающей картины катастрофы были подобраны менее волнующие и более позитивные зрительные образы.
Разные этапы познавательного процесса человека получили свои специфические названия. Так «ведущей системой» называется та, которую люди используют при поиске некоторой информации, «репрезентативной системой» называется канал восприятия, в рамках которого информация представлена нашему сознанию, «референтная система» — это способ, каким люди определяют, является ли информация, которой они владеют на уровне сознания, истинной или нет. На разных этапах познавательного процесса человек может использовать разные модальности для работы с информацией. Например, в качестве ведущей системы могут выступать как зрительная, так и слуховая или кинестетическая. То же самое можно сказать о репрезентативной и референтной системах.
Человек продуцирует те или иные переживания, побуждает себя к действиям простыми или сложными последовательностями внутренних процессов и внешнего поведения. Эти последовательности мы и называем стратегиями. Например, человек, сталкиваясь с необходимостью изменений и испытывая чувство дискомфорта в создавшейся ситуации, начинает продуцировать некий внутренний процесс. Результатом последнего будут либо определенные действия по преобразованию сложившегося положения, либо он решит, что ничего сделать нельзя.
Так на одном из семинаров был мужчина, который имел следующую стратегию побуждения себя к действию. Испытывая ощущение дискомфорта (кинестетическое переживание) в какой-либо ситуации, он обращался к своему прошлому опыту, хранящемуся в форме зрительных образов. Если в прошлом он мог увидеть в чем-то аналогичную ситуацию, благополучно завершившуюся, то предпринимал активные действия по изменению создавшегося положения. Если же таковой не находилось, то он оставался пассивным, не осуществляя даже никаких попыток что-либо сделать. Эта стратегия позволяла ему практически не допускать в жизни ошибок. В своем поведении он был очень реалистичен и никогда не хватался за какие-то непроверенные идеи.
На том же семинаре была женщина, имевшая в каком-то смысле противоположную стратегию побуждения к действию. Чувствуя себя неуютно (кинестетическое переживание) она начинала создавать образы возможного будущего (конструируемые зрительные образы). Сформировав что либо подходящее, женщина приступала к активным действиям. Подобная стратегия существенно влияла на ее повседневную жизнь. Во-первых, она была очень активна, поскольку ей почти всегда удавалось создать какую-то привлекательную картинку будущего. Очень часто эти образы были нереалистичны и этим же свойством обладало ее поведение. Во-вторых, женщина допускала много ошибок и обычно не достигала тех целей, к которым стремилась. Но иногда ее безудержная фантазия и большая активность позволяли добиться того, за что другие даже и не взялись бы.
Приведенные примеры хорошо иллюстрируют как используемая человеком стратегия существенно влияет на стиль его жизни. Обычно люди обладают несколькими стратегиями, позволяющими им перерабатывать информацию, принимать решения, побуждать себя к действиям, тем или иным образом организовывать свое поведение. Существуют стратегии, приводящие человека к хорошим результатам сразу в нескольких областях нашей жизни. Они обладают определенной универсальностью. Но есть и такие способы переработки информации, которые хороши только в каком-либо одном направлении человеческой деятельности. Вероятно, каждый встречал в своей жизни блестящих профессионалов в некоторой области, но за ее пределами они были беспомощны как дети.
Наблюдения показывают, что люди разносторонние, достигающие успехов во многих видах деятельности обладают десятью и более стратегиями. Их поведение отличается высокой лабильностью, быстрым изменением в соответствии с требованиями ситуации. У них есть достаточно большой выбор. В каждом конкретном случае человек на бессознательном уровне отыскивает наиболее эффективный вариант переработки информации. Одно дело выбирать из трех-четырех имеющихся способов и совсем другое — из десяти-двенадцати. Конечно, в последнем случае скорее будет найдена наиболее адекватная, соответствующая особенностям ситуации стратегия.
Крайне важный и интересный момент заключается в том, что стратегии можно научиться. В этом плане имеет большое практическое значение изучение людей, умеющих мастерски что-либо делать. Например, есть люди, обладающие тем, что называют «врожденной грамотностью». Они пишут безошибочно, почти не обращаясь к существующим правилам грамматики. Оказывается, эти люди владеют особой стратегией, позволяющей им не делать ошибок. Они запоминают слова в форме зрительных образов. Это значительно более эффективный способ, чем, допустим, сохранять эталоны слов в форме слуховых образов. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то он будет постоянно путать их при написании. С другой стороны, даже если звуковой эталон слова верно сформирован, а произношение и написание не совпадают между собой, то повседневная речь будет постоянно разрушать сложившийся эталонный образ. В этом случае человек вынужден всю жизнь при письме опираться на существующие правила грамматики.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
Hosted by uCoz