— Большинство президентов корпораций и менеджеров по производству составляют завышенные прогнозы продуктивности и роста своих фирм (Kidd & Morgan, 1969; Larwood & Whittaker, 1977). Иногда подобный излишний оптимизм чреват неприятностями. Тех биржевых маклеров или дилеров на рынке недвижимости, которые полагают, что превосходят своих конкурентов по деловой интуиции, может постичь жестокое разочарование. Еще в XVII в. экономист Адам Смит, защитник экономического рационализма человека, предвидел, что люди будут переоценивать свои шансы на успех. Он писал, что «абсурдная вера в собственную удачу» есть порождение «той чрезмерной самонадеянности, с которой большинство людей оценивают собственные способности» (Spiegel, 1971, р. 243). {Интервьюеры, которые судят о претенденте на работу по одному короткому разговору, склонны переоценивать свою интуицию} То, что человеку свойственно благосклонное отношение к собственной персоне, ни для кого не новость: hubric, или гордыня, считалась пороком еще в Древней Греции. Как и испытуемые в наших экспериментах, герои древнегреческих трагедий не совершали осознанных злодеяний, они лишь возомнили о себе слишком много. Тема гордыни и ловушек, в которые попадают обуреваемые ею люди, — одна из основных тем мировой литературы. В теологии гордыня долго занимала первое место в ряду «семи смертных грехов».
В принципе, уважаемый рок-дилетант, я повторю то, что сказали Вы, только чуть другими словами. Ни одно музыкальное явление не может не то что стать самобытным - привиться вообще, если оно чуждо, если оно находится в противоречии со всем многовековым музыкальным богатством народа. Рок в таком противоречии с традициями русской музыки не находится. Собственный язык нашего рока рождается из гармоничного, естественного слияния с живым фольклором современности. Здесь я хочу сделать еще одно отступление. У нас часто бытует совершенно неверное, искаженное представление о фольклоре. Иным кажется, что фольклор - это расписные сарафаны, "Калинка", хороводы - и все. Они забывают, что фольклор - это не какой-то этап, пройденный в прошлом, имеющий теперь лишь музейное значение, как лапти прошлого века.
«Мне нравится, когда трогают все части моего тела, особенно в области спины. Каждое прикосновение помогает усилить чувство доверия и ощущение безопасности.» (Из авторских архивов) «Больше всего меня возбуждают нежные прикосновения, не обязательно в области гениталий. Когда он слегка пробегает пальцами по моей шее и спине, я становлюсь очень отзывчивой и все мое тело дрожит от возбуждения.» (Из авторских архивов) Вторичные эрогенные зоны (secondary erogenous zones). Области тела, которые стали эротически отзывчивыми в процессе научения и опыта. {Чувственное прикосновение — один из самых частых источников эротической стимуляции} Зрение В нашем обществе визуальные стимулы значат очень много. И первое свидетельство тому то, как тщательно мы следим за своим внешним видом. Мы холим свое тело, стараемся надевать одежду, которая нам к лицу, пользуемся косметикой. Поэтому и неудивительно, что зрительные ощущения стоят на втором месте после тактильных в иерархии стимулов, которые считаются большинством людей сексуально возбуждающими. Популярность в нашем обществе откровенных секс-журналов для мужчин предполагает вывод о том, что визуальные стимулы возбуждают мужчин больше, чем женщин. Первые исследования, казалось, до некоторой степени подтверждали это заключение. Кинси обнаружил, что мужчины чаще женщин указывают, что их возбудили визуальные стимулы, такие как соблазняющие эротические фото и шоу (Kinsey et al., 1948, 1953). Однако эти данные отражают несколько социальных влияний, включая большую культурно-социальную запретность такого поведения для женщин, существовавшую в те времена, когда данное исследование проводилось, а также тот простой факт, что у мужчин было больше возможностей «войти во вкус» к такого рода стимулам. Более того, многие женщины находят старые порнофильмы и видео, специально сделанные в угоду мужчинам, оскорбительными по духу и жестокими, и поэтому не могут считать их для себя источником сексуального возбуждения (Striar & Bartlik, 2000). Это объяснение подтверждается более поздними исследованиями с использованием аппаратов для записи физиологического функционирования (см. главу «Сексологические исследования: методы и проблемы»), с помощью которых возможно измерение сексуального возбуждения в контролируемых лабораторных условиях. Эти исследования продемонстрировали сильную схожесть физиологической реакции мужчин и женщин на визуальную эротику (Murnen & Stokton, 1997; Rubinsky et al., 1987). Данные последних исследований показывают, что когда во время эксперимента сексуальное возбуждение определяется при помощи самоотчетов, а не физиологических устройств, женщины в отличие от мужчин менее склонны сообщать о своем сексуальном возбуждении в ответ на визуальную эротику (Koukounas & MacCabe, 1997; Mosher & MacIan, 1994). Эти результаты, вероятно, отражают устойчивость культурных влияний, в результате чего женщины неохотно признают возбуждение эротикой в кино, или это может означать, что женщинам гораздо труднее определить сексуальное возбуждение в своем теле, нежели мужчинам, или же здесь действует сочетание этих двух факторов.