Сексуальное реагирование Сексуальное реагирование человека — это крайне индивидуальный физический, эмоциональный и психический процесс. Тем не менее ряд характерных физиологических изменений дает нам возможность выделить несколько общих паттернов цикла сексуального реагирования. Мастерс и Джонсон (1966) и Хэлен Сингер Каплан (1979), известные сексуальные терапевты и авторы многих книг, описывают эти паттерны. Мы коротко приведем идеи Каплан, прежде чем обратиться к детальному анализу работы Мастерса и Джонсон. Модель трех стадий Каплан Модель сексуального реагирования Каплан основывается на ее обширном опыте сексуального терапевта и включает три стадии: желание, возбуждение и оргазм (рис. 4.2). Каплан предполагает, что сексуальные проблемы имеют тенденцию попадать лишь в одну из трех категорий, и может оказаться вполне возможным, что человек, имеющий трудности на одной из этих стадий, продолжает нормально функционировать на двух других стадиях. Рис. 4.2. Трехступенчатая модель цикла сексуального реагирования Каплан. Эта модель характеризует сексуальное желание как прелюдию к сексуальному реагированию. (Источник: Kaplan, 1979) Отличительная черта модели Каплан в том, что в нее включена фаза желания как отдельная стадия цикла сексуального реагирования. Многие авторы, в том числе Мастерс и Джонсон, не касаются аспектов сексуального реагирования, не связанных с генитальными изменениями. Каплан описывает желание как прелюдию к физическому сексуальному реагированию, и это дополнение отличает ее от других авторов, писавших на эту тему. Однако не всякому сексуальному выражению предшествует желание. Так, пара может решить заняться сексом, хотя эти двое и не испытывают в данный момент сексуального желания. Часто оказывается, что тела людей начинают сексуально реагировать на последующее воздействие несмотря на первоначальный недостаток сексуального желания. Модель четырех фаз Мастерса и Джонсон
...
<После проигрыша более молодой сопернице прославленная теннисистка Мартина Навратилова призналась, что «не рискнула играть в полную силу... Я смертельно боялась убедиться в том, что они, молодые, могут победить меня даже тогда, когда я полностью выкладываюсь. Потому что если бы это произошло, мне пришлось бы зачехлить ракетку». Франкел и Снайдер, 1987> Люди с более низким чувством самоконтроля меньше озабочены тем, что о них думают окружающие. В своих действиях они исходят из собственных мыслей и чувств, а это значит, что их слова и действия, скорее всего, соответствуют их убеждениям (McCann & Hancock, 1983). Так, когда студентки Британского университета, не отличавшиеся склонностью к самоконтролю, отвечали на вопросы о своих гендерных установках, результаты опроса не зависели от женственности одежды и поведения женщины-интервьюера (Smith et al., 1997). (Студентки с развитым чувством самоконтроля в присутствии женственной «интервьюерши» старались выглядеть более женственными.) Если считать высшим пределом самоконтроля талантливого афериста, а низшим — непоколебимую нечувствительность, то окажется, что большинство из нас располагаются посередине этой шкалы. Самопрезентация, создающая желательное впечатление, — очень тонкая материя. Люди хотят, чтобы их считали не только способными, но и скромными, и честными (Carlson & Shovar, 1983). Скромность производит хорошее впечатление, а беспричинное хвастовство — плохое (Forsyth et al., 1981; Holtgraves & Srull, 1989; Schlenker & Leary, 1982). Этим и объясняется происхождение такого феномена, как ложная скромность: в глубине души мы нередко оцениваем себя выше, чем на людях (Miller & Schlenker, 1985). Но если мы действительно сделали нечто хорошее и это всем очевидно, фальшивые разуверения вроде «Подумаешь! Не о чем говорить!» могут восприниматься как проявление напускного смирения. Чтобы произвести хорошее впечатление — т. е. чтобы тебя сочли компетентным, но в то же время и скромным, — нужно иметь определенные социальные навыки. Социальная психология в моей жизни