И у мужчин и у женщин Мастерс и Джонсон выделяют четыре фазы в паттерне сексуального реагирования: возбуждение, плато, оргазм и разрешение. Кроме того, Мастерс и Джонсон включают рефрактерный период в мужскую фазу разрешения (стадия восстановления, когда мужчина временно не способен достичь оргазма). На рис. 4.3 и 4.4 приводится иллюстрация этих четырех фаз сексуального реагирования у женщин и мужчин. В этих диаграммах представлена базовая «карта» обычных паттернов, но мы должны предостеречь читателя. Рис. 4.3. Цикл сексуального реагирования у женщин. Мастерс и Джонсон выделили три основных паттерна женского сексуального реагирования. Паттерн A напоминает мужской паттерн, если не считать того, что женщина может иметь один или более оргазмов, а уровень ее сексуального возбуждения при этом не падает ниже стадии плато — одной из стадий сексуального возбуждения. В других вариантах такого реагирования плато может продлеваться, но никакого оргазма не наступает (паттерн B), или возбуждение без какого бы то ни было плато быстро перерастает в оргазм с очень быстрым разрешением (паттерн C). (Источник: Masters & Johnson, 1966) Рис. 4.4. Цикл мужского сексуального реагирования. Мастерс и Джонсон описали только один паттерн мужского сексуального реагирования. Однако у мужского паттерна реагирования есть все же несколько вариантов. Обратите внимание, что у мужчин есть рефрактерный период: у мужчин второй оргазм не наступает сразу же после первого. (Источник: Masters & Johnson, 1966) Во-первых, упрощенная природа этих диаграмм может легко затемнить богатство индивидуальных сексуальных реакций, которые встречаются на практике. Мастерс и Джонсон включили в свои схемы только физиологические реакции на сексуальную стимуляцию. Биологические реакции могут следовать по относительно предсказуемому пути, но индивидуальное сексуальное реагирование на возбуждение у людей варьирует до бесконечности. Далее в этой главе мы приводим примеры некоторых личностных отличий, показывающие, насколько по-разному люди описывают фазу возбуждения, оргазма и разрешения. Во-вторых, не стоит слишком буквально интерпретировать так называемую стадию плато в сексуальном реагировании. В науке о поведении термин плато, как правило, используется для того, чтобы описать период выравнивания, когда в поведении не наблюдается никаких явных изменений. Например, в кривой научения этот период выражается ровным участком, когда в течение некоторого периода времени не происходит изменения в поведении. Именно такой рисунок виден на мужской диаграмме и в паттерне А на женской диаграмме. В действительности уровень плато сексуального возбуждения состоит из мощного прилива сексуального напряжения, которое можно четко зафиксировать (например, учащается сердцебиение и ритм дыхания), так что этот период вовсе не похож на неизменяющееся состояние. Еще одно предупреждение, которое мы хотим сделать, касается того, что у людей есть тенденция использовать такие диаграммы для личных проверок. Хотя мы в этой книге поощряем самоанализ, в данной области слишком большое стремление к самопроверке может привести к потенциальным проблемам в форме «самонаблюдения». Вот иллюстрация подобной ситуации: «После того как я узнала на занятиях о четырех формах сексуального реагирования, я обнаружила, что «стою позади себя» и наблюдаю за собственной реакцией, пытаясь определить, прошла ли я фазу от возбуждения к плато. Еще я начала фиксировать реакцию моего партнера и стала искать очевидные признаки, которые бы подсказали мне, на какой стадии он теперь находится. И внезапно оказалось, что я делаю клинические наблюдения, вместо того чтобы позволить себе отдаться на волю приятным переживаниям и ощущениям. На самом деле это охлаждало меня, и мне пришлось заставить себя перестать быть наблюдателем, а стать простым участником происходящего.» (Из авторских архивов)
Но вот в последнее время мне довелось побывать на ряде концертов, где признанные и любимые мною лидеры наших ведущих рок-групп выступали в сольном варианте. Так концертирует нынче В. Кузьмин, так записывается А. Макаревич, так выступают ведущие авторы Ленинградского рок-клуба Б. Гребенщиков, В. Цой, М. Науменко, К. Кинчев. Оказывается, вовсе необязательно сопровождение группы, равно как и горы аппаратуры. Вернее, это совсем разные вещи. И все же наряду со сходством, обнаруженным мною по отношению к "старой" авторской песне двадцатилетней давности, имеются и отличия.
Я отчаянно хотела считать себя человеком, не обремененным привычкой к самоконтролю, т. е. таким человеком, который в различных социальных ситуациях остается самим собой. В действительности же большие праздники, собиравшие людей, с которыми я подружилась в разное время при разных обстоятельствах, например мои дни рождения, вызывали у меня стресс. У меня есть школьные друзья, друзья студенческих лет, друзья, с которыми я познакомилась во время обучения за границей, и бывшие сослуживцы. И я всегда чувствовала, что разные группы связывают со мной разные ожидания. Нельзя сказать, что, «переходя от группы к группе», я всякий раз становлюсь другой. Скорее, верно другое: общение с каждой группой происходит по своему «сценарию», и то, что он заранее известен мне, радует и успокаивает меня. Самоконтроль помогает мне чувствовать, что я «иду в ногу» с теми своими друзьями, с которыми общаюсь. --- <Общественное мнение всегда более деспотично по отношению к тем, чей страх перед ним очевиден, нежели по отношению к тем, кто равнодушен к нему. Бертран Расселл, В борьбе за счастье, 1930> Стремление к презентации себя как скромного человека, обладающего сдержанным оптимизмом по поводу собственной персоны, особенно заметно в культурах, которые ценят самоограничение, в частности в Китае и Японии (Heine et al., 2000; Lee & Seligman, 1997; Markus & Kitayama, 1991; Yik et al., 1998). Китайцам и японцам предрасположение в пользу своего Я свойственно в меньшей степени. Они с детства учатся делить успех с другими и брать на себя ответственность за поражения. «В том, что я потерпел неудачу, виноват я сам, а не моя группа» (Anderson, 1999). Детей в странах Запада учат приписывать успехи себе, а неудачи объяснять невезением. Результатом, по мнению Филипа Зимбардо, является большая скромность и застенчивость привыкших держаться в тени японцев (Zimbardo, 1993).