Эффективные методы продаж, как выход из кризиса













Проблемы современной экономики 31


Из бесед рок-дилетанта:

Иногда наша нынешняя точка зрения — лишь усовершенствованная прежняя; в этом случае мы можем ошибаться, вспоминая прошлое как более отличное, чем есть на самом деле, от настоящего. Эта тенденция объясняет следующие результаты, которые неразрывно связаны между собой и приводят исследователей в замешательство: участники психотерапевтических программ, программ, направленных на борьбу с избыточным весом и курением, и спортивно-оздоровительных программ в среднем добиваются очень скромных результатов. Однако они часто утверждают, что участие в программе принесло им большую пользу (Myers, 2001). По мнению Майкла Конвея и Майкла Росса, это происходит потому, что люди, потратившие немало усилий, времени и денег на самосовершенствование, вполне могут рассуждать примерно так: «Возможно, я и сейчас далек от совершенства, но раньше я был еще хуже. Значит, программа принесла мне очень большую пользу» (Conway & Ross, 1985, 1986).
Реконструкция нашего опыта
Проведя эксперименты, в которых приняли участие более 20 000 человек, Элизабет Лофтус выявила следующую тенденцию: мы склонны конструировать воспоминания с большой уверенностью, но порой с недостаточной точностью. Стандартный эксперимент проводился следующим образом: испытуемые наблюдают за событием, получают ложную информацию о нем (или не получают ее), а затем тестируется их память. Эффект дезинформации проявляется из опыта в опыт. Испытуемые включают дезинформацию в свои воспоминания: они вспоминают знак «уступи дорогу» как знак «стоп»; молотки как отвертки; журнал Vogue как журнал Mademoiselle; доктора Хендерсона как «доктора Дэвидсона»; кашу, поданную на завтрак, как яйца; а гладко выбритого мужчину как парня с усами (Loftus et al., 1989). Лофтус полагает, что внушенная дезинформация может даже порождать ложные воспоминания о якобы имевшем место сексуальном насилии над ребенком (Loftus, 1993).
Отложите книгу и вспомните какой-нибудь эпизод из дорогого вам прошлого, а потом продолжите чтение этого раздела. Вы видите себя в этом эпизоде? Если да, значит, ваше воспоминание — это реконструкция, потому что в действительности вы себя не видели.

Принцип обратимости (взаимность). Выражение приязни и любви обычно вызывает у реципиента аналогичную реакцию.
Физическая привлекательность
Как вы, вероятно, замечали сами, что физическая привлекательность зачастую имеет преобладающее значение в возникновении любовного влечения. Вопреки расхожему убеждению, что красота — не более чем оболочка, многочисленные эксперименты показали следующее: физически привлекательные люди больше «востребованы» в качестве друзей и любовников и чаще воспринимаются окружающими как приятные, интересные, чуткие, уравновешенные, счастливые, сексуальные, компетентные и социально адаптированные в отличие от тех, кто имеет заурядную или непривлекательную внешность (Feingold, 1992; Hatfield & Rapson, 1993; Hatfield & Sprecher, 1986b; Speed & Gangestad, 1997).
Физическая привлекательность. Красивая внешность является мощным фактором, привлекающим партнеров друг к другу.
Почему же красота является столь мощным фактором, привлекающим других людей? Отчасти ответ кроется в эстетике. Мы любим смотреть на людей и вещи, которые кажутся нам красивыми. Другое вероятное объяснение состоит в том, что многие, очевидно, полагают, будто красивые люди могут дать им больше с точки зрения желательных для них личностных качеств, нежели менее привлекательные. Возможно, нас также влечет к красивым людям, потому что их общество обещает повысить наш статус по закону ассоциации. Вероятно также, что красивые люди, благодаря тому что ими всегда восхищались окружающие и хорошо с ними обращались, могут чувствовать себя очень уверенными в себе и довольными собой. А это, в свою очередь, может благотворно отразиться и на их отношениях с другими людьми. Наконец, существуют свидетельства в пользу того, что люди рассматривают физическую привлекательность как показатель здоровья и что при прочих равных условиях нас больше привлекают здоровые люди (Gangestad & Buss, 1993; Kalick et al., 1998).
Каковы бы ни были причины, красивая внешность привлекает людей даже в тех случаях, в которых мы обычно не считаем красоту значимым фактором. Интригующие исследования, проведенные Джудит Ланглуа и ее коллегами, убедительно свидетельствуют о том, что даже маленькие дети отдают предпочтение красивым людям еще задолго до того, как усваивают культурные стандарты красоты и внешней привлекательности. В ходе одного из этих исследований, проведенного с младенцами в возрасте от двух до восьми месяцев, был наглядно продемонстрирован тот факт, что уже в этом возрасте дети предпочитают красивые лица. Так, детям этой возрастной группы показывали пары цветных фотографий лиц взрослых женщин, привлекательность которых предварительно оценивала независимая группа взрослых. В результате у младенцев наблюдалась ярко выраженная тенденция дольше смотреть на более привлекательное лицо (Langlois et al., 1987). В ходе другого исследования годовалые дети проявляли позитивные эмоциональные и игровые реакции при взаимодействии с незнакомыми взрослыми людьми, носившими профессионально сконструированные и натурально выглядевшие красивые латексные театральные маски. Напротив, когда взрослые надевали маски, изображавшие непривлекательные лица, малыши выражали больше негативных эмоций и были менее склонны к игре (Langlois et al.,. 1990). Еще один эксперимент из этой серии показал, что годовалые дети значительно дольше играют с красивыми куклами, чем с некрасивыми (Langlois et al.,. 1990).
Учеными был также проведен ряд исследований с целью определить, одинаковое ли влияние оказывает физическая привлекательность на мужчин и на женщин при формировании впечатления о людях, с которыми они знакомятся. В ходе одного из таких исследований было обнаружено, что юноши — студенты колледжей придают намного большее значение внешности при выборе партнера по сексуальным или прочным дружеским отношениям, чем студентки. С другой стороны, женщины придавали намного большее значение теплоте в межличностном общении и личностным качествам (Nevid, 1984). Другие исследования также показывают, что американские мужчины придают большее значение физической привлекательности, чем американские женщины (Bailey et al., 1994; Sprecher et al., 1994; Wiederman & Allgeier, 1992). Считаете ли вы, что эти проявления половых различий характерны и для представителей других культур?
Результаты кросс-культурного исследования половых различий, касающихся выбора партнера среди гетеросексуальных пар, убедительно свидетельствуют о том, что мужчины всей планеты выше, чем женщины, ценят молодых и привлекательных партнеров. В ходе этого исследования, проведенного психологом Дэвидом Бассом (Buss, 1994), участников 37 выборок из Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии просили оценить значимость широкого спектра личностных характеристик своих потенциальных партнеров. В число этих характеристик входили надежность, привлекательная внешность, возраст, выигрышные финансовые перспективы, интеллект, общительность и целомудрие.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
Hosted by uCoz