Чтобы изучить этот феномен чрезмерной самоуверенности, Дэниел Канеман и Эймос Тверски просили испытуемых письменно подтвердить свое согласие с утверждениями, в которых отражены конкретные факты, например: «Я на 98% уверен в том, что протяженность воздушной трассы между Нью-Дели и Пекином более ... миль, но менее ... миль» (Kahneman & Tversky, 1979). Большинство испытуемых проявили излишнюю самоуверенность: примерно в 30% случаев правильный ответ лежал вне интервала, относительно которого они были уверены на 98%. (Протяженность воздушной трассы между Нью-Дели и Пекином — 2500 миль.) Чтобы выяснить, распространяется ли чрезмерная самоуверенность и на социальные суждения, Дэвид Даннинг и его помощники разработали следующий сценарий (Dunning et al., 1990). Они попросили студентов Стэнфордского университета высказать предположение о том, как незнакомый им человек ответит на ряд вопросов, в том числе и на такие: «Как бы вы предпочли готовиться к трудному экзамену — в одиночестве или вместе с товарищами?» и «Как бы вы оценили свои конспекты лекций — как небрежные или как аккуратные?» Располагая информацией о типе вопросов, но не зная, о чем конкретно им придется спрашивать, испытуемые сначала интервьюировали своих будущих респондентов, расспрашивая их об уровне образования, увлечениях, академических интересах, стремлениях и о том, кто они по знаку Зодиака, т. е. обо всем, что, по их мнению, могло им пригодиться. Затем, пока испытуемые-респонденты отвечали письменно на 20 вопросов, выбирая один из двух предложенных альтернативных вариантов ответа, испытуемые-интервьюеры прогнозировали ответы своих респондентов и оценивали уровень своей уверенности в собственных прогнозах. В 63% случаев прогнозы интервьюеров оправдались, т. е. вероятность была превышена на 13%. Однако в среднем они были уверены в своих прогнозах на 75%. Прогнозируя ответы своих соседей по комнате в общежитии, они были уверены на 78% и оказались правы в 68% случаев. Но это еще не все: наиболее уверенные в себе испытуемые были более склонны к излишней самоуверенности. Исследования выявили незначительную положительную корреляцию между самоуверенностью и точностью распознавания того, говорит ли собеседник правду или лжет (DePaulo et al., 1997). В том, что касается оценки сексуального опыта своего возлюбленного или любимых занятий соседей по комнате в общежитии, люди тоже проявляют явно излишнюю самонадеянность (Swann & Gill, 1997). (— Каллер, вы подняли интересный вопрос о важности компетентности.
БГ. Понимаешь, это не из хаоса... Был серый будничный мир взрослых людей. Я уже был школьником. В этом мире ничего не происходило, кроме свар, ссор, получек, зарплат, быта, мытья тарелок... Ну, я не знаю: папа смотрит хоккей, мама стирает белье. В этом мире принципиально не было никаких радостей. Я в школе еще пытался написать рассказ: мальчик долго едет из матшколы домой, засыпает в автобусе и пропускает свою остановку. И ему снится, как он выходит из автобуса, идет домой - в этот серый быт, где бабушка, дрязги, родители, друзья, уроки - вся эта мура. Но он продолжает ехать и просыпается на конечной остановке. А там светит солнце, и какие-то поляны, и лес. И вообще кайф... И водитель, под которым явно подразумевался Джордж Харрисон. говорит: "Ну вот, приехали!" Этот рассказ я года три-четыре пытался написать, но так и не написал, слава Богу. Но он точно выражает мое настроение тогда, в детстве и юности. РД. Собственно, ты всю жизнь едешь в этом автобусе, к этим лесам и полянам. Но вернемся к началу путешествия. Значит, однажды вы с Джорджем, приехав с юга, решили основать свою команду...
«Часто при первой же встрече с мужчиной я очертя голову бросаюсь с ним в постель. В тот момент мне кажется, что я хочу именно этого, но позже я испытываю замешательство и внутреннюю пустоту. Это не значит, что я не люблю секс. Просто я не уверена в том, какую роль он играет в моей жизни.» (Из авторских архивов) Вероятно, эта женщина смогла бы избавиться от чувства замешательства и дискомфорта, если бы проанализировала свои ожидания и потребности. Каждый из нас должен задать себе один важный вопрос: «Какую роль я хотела бы отвести близким отношениям и сексу в своей жизни на данном ее этапе?» Ваш ответ на этот вопрос может изменяться со временем, по мере того как вы сталкиваетесь с новыми жизненными ситуациями. Возможно, для вас окажется полезным провести самоанализ, включив в него следующие вопросы: — Насколько приемлемы для меня современные подходы к сексу и близким отношениям? — Какие из более традиционных норм и ценностей мне близки? — Каковы мои личные ценности, касающиеся сексуальных отношений, и откуда они исходят (от семьи, церкви, друзей, средств массовой информации)? — Что я готов(а) сделать для того, чтобы защитить себя и партнера от болезней, передающихся половым путем, или нежелательной беременности? Вы можете прояснить для себя свои ценности, касающиеся решения о вступлении в сексуальные отношения, задав себе и другой вопрос: «Если я в данный момент вступлю с этим человеком в сексуальные отношения, укрепит ли это мое положительное мнение о самом(й) себе и о моем партнере?» Ответ на этот вопрос поможет вам поступать таким образом, который согласуется с вашей системой ценностей. Он также сможет уберечь вас от вступления в манипулятивные сексуальные контакты, когда люди не считаются с чувствами своего партнера.