РД. Где играли эти группы? БГ. Просто на студенческих вечерах. Тогда их нанимали за пятьдесят рублей. И никого не волновало, как они на эти деньги будут ставить аппарат. Теперь бы это стоило тысяч пять. Собирались молодые ребята, девушки, пробивались через несколько кордонов. И потом появлялись эти кайфовые ребята, одетые в полный рост. В общем, полубоги. И они начинали творить свое самодельное чудо... А в зале все были свои люди. Кто бы там ни был, но видишь: волосы, воротнички, пуговицы - все на месте. Мы тогда еще были среди публики...
Счастливые люди, напротив, поразительно энергичны, решительны, креативны и общительны. По сравнению с несчастными они более доверчивы, сердечны и более склонны к сочувствию. Люди, на долю которых выпала пусть небольшая, но все-таки удача (например, делая покупки в торговом пассаже, они получили какой-то небольшой подарок), спустя несколько минут после этого в ходе опроса, не имеющего к этому событию никакого отношения, непременно скажут, что их автомобили и телевизоры в идеальном состоянии, гораздо более хорошем, если положиться на их слова, чем у тех, кто не получил подарков. Счастливые люди более устойчивы к фрустрации. Временно ли их счастье или продолжительно, они более дружелюбны, склонны прощать окружающих, спокойнее относятся к критике и правильнее понимают ее. Сиюминутным небольшим радостям они предпочитают долгосрочные вознаграждения. Если у них есть возможность выбирать между радостными зрелищами (играющие и смеющиеся люди) и трагическими картинами (похороны, стихийные бедствия), они отдают предпочтение первым и в буквальном смысле слова проводят больше времени, любуясь ими. Несчастные люди преимущественно обращают внимание на мрачные стороны жизни, предпочитают общение с менее благополучными людьми и менее развлекательные романы, кинофильмы и музыку. Поразительно, какое влияние оказывает настроение на мышление. Немцам, празднующим победу национальной сборной на чемпионате мира по футболу (Schwarz et al., 1987), и австралийцам, посмотревшим фильм «для души» (Forgas & Moylan, 1987), люди кажутся добросердечными, а жизнь — прекрасной. В 1990 г. после матча (но не до него!) между футбольными командами-соперниками Алабамы и Оберна торжествующие победу болельщики команды Алабамы считали войну менее вероятной и потенциально менее разрушительной, чем удрученные фанаты Оберна (Schweitzer et al., 1992). Счастливому человеку мир кажется более дружелюбным, решения, которые ему предстоит принимать, нетрудными, и на память ему чаще приходят хорошие новости (Johnson & Tversky, 1983; Isen & Means, 1983; Stone & Glass, 1986). Однако стоит только настроению испортиться, как ход мыслей кардинально меняется. То, что раньше виделось в розовом свете, теперь окрашено в мрачные тона. Пребывая в плохом настроении, мы в первую очередь вспоминаем негативные события (Bower, 1987; Johnson & Magaro, 1987). Кажется, что отношения с окружающими испорчены, а Я-образ «пикирует вниз». Будущее погружается в туман, а поведение других людей не предвещает ничего хорошего (Brown & Taylor, 1986; Mayer & Salovey, 1987).
Некоторые из наиболее важных причин, затрудняющих сексуальное общение, связаны с социализацией, с языковым средствами выражения и со свойственным многим людям страхом самовыражения. Социализация и сексуальное общение То, как нас воспитывали в детстве, зачастую является причиной более поздних трудностей при разговоре о сексе. Нас учили прикрывать гениталии, думать, что некоторые функции являются «грязными», или скрывать самоуслаждение из-за страха негативной реакции. Все это в итоге вносит свой вклад в формирование чувства стыда и дискомфорта относительно участков и функций нашего тела, имеющих отношение к сексу. Формирование сексуальных установок в детстве и подростковом возрасте обсуждается в главе «Сексуальность в детском и подростковом возрасте». <Задайте себе вопрос. Можете ли вы искренне говорить со своим партнером о своих сексуальных потребностях? Если да, то благодаря чему вы так легко это делаете? Если нет, то что для вас является основным препятствием?> Недостаток разговоров о сексе многим американским семьям приносит вред различного характера. Отсутствие разговоров о сексе лишает ребенка возможности сформировать правильный словарный запас для того, чтобы говорить о сексе в будущем. Этот недостаток общения на тему секса может также нести и скрытое сообщение о том, что секс — неприемлемая тема для общения. Более того, дети приобретают навыки общения лучше, если у них есть модели словесных взаимодействий и возможность выразить свои собственные мысли в благоприятной атмосфере. Но всего этого нет в тех семьях, где просто не принято говорить о сексе. Недостаток позитивных моделей встречается не только в семьях. Лишь немногие имеют доступ к занятиям и книгам, где описывается, как партнеры говорят о сексе. Ни группа сверстников, ни средства массовой информации не могут заполнить этот пробел и предоставить позитивную и правдивую информацию. В широко распространенных фильмах вряд ли можно услышать сколько-нибудь осмысленный разговор между двумя любовниками. А когда такой диалог появляется, то зачастую характеризуется неопределенностью и бесчувственностью (Striar & Bartlik, 2000). Речь и сексуальное общение