По мнению авторов, гендерное разделение труда определяется множеством различных факторов, включая биологические влияния и социализацию, имевшую место в детстве. Во взрослой жизни непосредственными причинами различного социального поведения мужчин и женщин являются их роли, отражающие это разделение труда. Мужчины, обладающие большей физической силой и способные «развивать» большую скорость, склонны к исполнению ролей, требующих именно этих качеств. Женщины, наделенные способностью вынашивать и выхаживать младенцев, более склонны к ролям воспитателей и опекунов. Следовательно, каждый пол склонен демонстрировать поведение, ожидаемое от исполнителей этих ролей, и имеет соответствующие им навыки и убеждения. Анализ разделения труда в 185 обществах свидетельствует о том, что охота на крупного зверя и переработка древесины — исключительно мужская работы, стирка и приготовление пищи — преимущественно женская обязанность (среди тех, кто занимается ими, женщин 90%), а среди занимающихся выращиванием зерновых культур и дойкой коров мужчин и женщин примерно поровну. Игли прогнозирует, что по мере сближения ролей мужчин и женщин гендерные различия будут становиться «менее заметными». То, что это действительно так, доказывает, по мнению Игли и Вуда, такой факт: в культурах, где больше равенства в исполнении ролей мужчинами и женщинами, разница в требованиях к партнеру (мужчина ищет молодую и домовитую, а женщина — обеспеченного и с положением) менее заметна. То же самое произошло и с гендерным различием в оценке представителями обоих полов собственной мужественности (или женственности): увеличение числа женщин, выполняющих работу, которая прежде традиционно считалась мужской, приводит к его уменьшению (Twenge, 1997). По мере того как будет увеличиваться сходство между ролями, исполняемыми мужчинами и женщинами, психологические различия между ними будут стираться. Хотя благодаря биологии мужчины предрасположены к выполнению работы, требующей физической силы, а женщины — к заботе о детях, Вуд и Игли полагают, что «поведение и мужчин, и женщин достаточно гибкое, благодаря чему представители обоих полов могут эффективно исполнять роли организаторов на всех уровнях» (Eagle & Wood, 2000). Влияния биологии и социализации важны в той мере, в какой они сказываются на исполняемых людьми социальных ролях, ибо кем мы становимся, зависит от того, какие роли мы играем. Если мужчины более напористы, чем женщины, а женщины больше склонны к опеке, чем мужчины, то это может быть результатом исполнения первыми властных ролей, а вторыми — «опекунских». Когда работники (и мужчины, и женщины) переходят от разговоров с руководителем к беседам с подчиненными, и те и другие становятся более решительными (Moskowitz et al., 1994). Главный урок социальной психологии
"ПАПИК" В фильме Сергея Соловьева "Асса" главного представителя мира "взрослых", с которым сталкивается мальчик Бананан, играл Станислав Говорухин. Этот несколько пошловатый, но не лишенный обаяния мафиози, по замыслу режиссера, олицетворял собою уходящее время застоя с его двойной бухгалтерией нравственности, любовью к спорту и интеллектуальным упражнениям вроде книги "Грань веков" Натана Эйдельмана, покровительством молодым девицам и неиссякаемой уверенностью в своих силах. Молодые называли его "папиком" - это такой же устоявшийся термин, как и "мочалка" из знаменитого блюза БГ. "Папик" на экране производил странное впечатление; при всей своей уверенности, деньгах и связях он был одинок и душевно неустроен. Его холодный гостиничный быт вкупе с деловыми прогулками на фоне зимней Ялты рождали в душе ощущение досады, обиды на время, опустошившее этого незаурядного человека. "Папик" нуждался в сострадании не меньше, чем Бананан - в поддержке.
Лики сексуальности. Кросс-культурные различия в детской и подростковой сексуальности Люди способны испытывать половое возбуждение и удовлетворение на самых ранних этапах своей жизни. Однако принятие детской и подростковой сексуальности взрослыми сильно варьирует от культуры к культуре. Ряд примеров создает некую картину межкультурных различий в этой области сексуального поведения (но в силу того что описанные общества изучались в 1950-1980-х годах, возможно, некоторые из приведенных аспектов претерпели изменения). Культуры многих островных сообществ на юге Тихого океана очень либеральны по отношению к сексуальной активности детей. Дети обоего пола могут мастурбировать в одиночестве или группами, а также играть друг с другом в сексуальные игры, включая манипуляции руками, орально-генитальный контакт и коитус. Детям дают подробные устные инструкции на сексуальные темы. В ряде сообществ им даже разрешено наблюдать сексуальную активность взрослых. Среди мангайанцев с юга Тихого океана дети многое узнают о сексуальности еще в ранние годы. Это было доказано наличием в их лексиконе большого количества слов, относящихся к сексуальной анатомии и физиологии (например, они знают несколько синонимов клитора). В 1950-х годах Дональд Маршалл (1971) обратил внимание, что для семьи мангайанцев из 5-15 человек вполне обычно спать в одной комнате. Поскольку ночью в этом помещении сексуальная активность высока, дети этого племени имеют неограниченную возможность видеть и слышать все это. Один из исследователей, Боб Крукс, посетил Мангайю в 1982 году и заметил, что в последние годы многие островитяне переселились в более просторные дома с несколькими спальными комнатами. А это, в свою очередь, может уменьшить возможности детей наблюдать любовные сцены. Дети Маркизовых островов (французская Полинезия), подобно мангайанцам, становятся очень подкованными в вопросах секса с раннего возраста. Они также спят в одной комнате со своими родителями, братьями и сестрами. Таким образом, они имеют богатые возможности для наблюдения за сексуальной активностью. Дети этих островов начинают мастурбировать с 2-3 лет. Групповая активность, включающая в себя ласки гениталий, отмечается у них с 5-6-летнего возраста. У мальчиков могут иметь место случайные гомосексуальные связи. Девочкам тоже свойственны самостимуляция и гомосексуальные контакты с раннего возраста (Suggs, 1962). Ранняя детская мастурбация характерна не только для южного тихоокеанского региона. В Бале (Африка) детям обоего пола разрешается мастурбировать с ранних лет. Как и на Маркизовых островах, мальчики Балы часто мастурбируют группами. Некоторые либеральные культуры считают, что препубертатная сексуальная активность имеет свое логическое обоснование. Например, в Чеве (Центральная Африка) бытует мнение, что сексуальная активность у детей необходима для фертильности [Плодовитости. — Прим. ред.] во взрослом возрасте. Лепчи (южные Гималаи) утверждают, что для нормального роста и взросления девочки должны быть сексуально активны.