Великая истина о могуществе социального влияния, если рассматривать ее в отрыве от дополняющей ее истины о могуществе индивида, не более чем полуправда. Можно назвать по меньшей мере три причины взаимодействия индивидов и ситуаций. Во-первых, люди по-разному интерпретируют конкретные ситуации, а потому и реагируют на них по-разному. Во-вторых, люди сами выбирают многие из тех ситуаций, которые способны повлиять на них. В-третьих, люди помогают создавать свои социальные ситуации. Так что властью обладают как ситуации, так и люди. Мы — создатели и создания своих социальных миров. Постскриптум автора Кто мы такие? Создатели наших социальных миров или их создания? Причинно-следственная связь между ситуациями и индивидами позволяет нам рассматривать людей либо как реагирующих на ситуацию, либо как воздействующих на нее. Обе точки зрения верны, ибо мы и архитекторы своих социальных миров, и их создания. Однако можно ли сказать, что в одной из этих точек зрения больше мудрости? С одной стороны, полезно осознавать, что нас формирует окружение (чтобы не слишком гордиться собственными достижениями и не слишком винить себя за нерешенные проблемы), а другие люди — свободные личности (чтобы вести себя менее «отечески» и манипулятивно по отношению к ним).
Первый удачный опыт организации рок-концерта РД провел весной 1986 года, когда вознамерился познакомить писательскую общественность с новым для нее явлением. Концерт состоялся в Доме писателей имени Маяковского, что на улице Воинова, и носил некоммерческий характер. Ни музыканты, ни менеджер не получили ничего, кроме морального удовлетворения. Играл акустический состав АКВАРИУМА, еще с Сашей Куссулем, несколько песен исполнил Виктор Цой, подыгрывал ему на бас-гитаре Саша Титов. Концерт прошел с феноменальным успехом, зал был переполнен, толпа фанов на улице осаждала двери писательского дома, укрепленные несколькими работниками милиции. Правда, из писательской общественности в зале присутствовало человек пять, не больше, но зато писательских детей было навалом, а еще больше - вездесущих фанов, прознавших про закрытый концерт.
Часто возникает вопрос — как далеко зайдет петтинг? Это может стать своего рода соревнованием между молодым мужчиной и женщиной. Он пытается «зайти» настолько далеко, насколько возможно, а она старается не выходить за рамки «порядочной девушки». Так как любовь часто является мотивом или оправданием сексуального поведения для девушек, мужчина может сказать: «Я люблю тебя» в качестве предлога для начала более глубокого секса. Петтинг редко имеет столь конкретную цель и может представлять собой форму проявления сексуальности, которая удачно сочетает безопасность и удовольствие для обоих членов пары. Стадии от простой прогулки за руку до генитальной стимуляции могут сменяться по мере нарастания эмоциональной близости. Занимаясь петтингом, подростки начинают постигать сексуальные реакции (свои и партнера) в рамках межличностных взаимоотношений. Они могут разработать «репертуар» эротических действий, доставляющих удовольствие и не сопровождающихся при этом риском беременности, как, например, в следующем случае: «У нас были чудесные отношения с одним парнем, с которым я закончила среднюю школу. Мы оба понимали, что еще не готовы к соитию. Из-за этого обоюдного согласия (и взаимного влечения) мы не стеснялись экспериментировать друг с другом и проводили большую часть совместного времени, часами лаская друг друга до оргазма.» (Из авторских архивов) Этот пример указывает на то, что петтинг не просто служит методом реализации сексуального напряжения, но занимает важное место в интимных взаимоотношениях подростков. Для некоторых молодых людей петтинг ценен тем, что представляет собой ощутимую возможность вступать в сексуальную связь и при этом чисто формально сохранять девственность. Однако сам термин «девственность» проблематичен по многим причинам. Наиболее важно то, что определение девственности как отсутствия вовлеченности в первый половой акт (коитус) способствовало укоренению убеждений, что «настоящий секс» — это пенис-вагинальное совокупление и что понятие девственности относится только к гетеросексуальным связям. А как насчет геев, лесбиянок и гетеросексуалов, которые не вступали в коитус, но занимались другими формами сексуальных взаимодействий — взаимной мастурбацией, орально-генитальными, орально-анальными, анально-генитальными и генитально-генитальными контактами? Являются ли все они формальными «девственниками» («девственницами»)? А женщины, испытавшие лишь одно введение полового члена во время изнасилования? Что же, они больше не «девственницы», несмотря на отсутствие согласия с их стороны? Склонность общества к узкой трактовке девственности (с точки зрения одного полового акта) особенно нелепа в случае однополых связей. С точки зрения этой узкой концепции геи и лесбиянки, никогда не вступавшие в половой контакт с представителями другого пола, могут считаться девственниками всю свою жизнь! Сама идея, что люди могут вступать практически во все (кроме одной) мыслимые формы сексуальных отношений и все равно оставаться при этом «девственниками» представляется сомнительной (устаревшей?). Возможно, пришло время упразднить этот многозначный и вычурный термин. Продолжительные сексуальные отношения