Проблема крупным планом. Коллективные заблуждения Внушаемость в массовом масштабе проявляется в виде коллективных заблуждений — в виде спонтанного распространения ложных убеждений. В некоторых случаях она принимает форму «массовой истерии»: в учебных заведениях или на производстве учащиеся и работники начинают жаловаться на физическое недомогание без каких бы то ни было видимых причин для этого. Как-то одна средняя школа, в которой обучалось 2000 детей, была закрыта на 2 недели, поскольку 170 учащихся и работников обратились к врачам с жалобами на боли в животе, головокружение, головную боль и тошноту. После того как специалисты обследовали все помещения от подвалов до чердаков в поисках вирусов, бактерий, пестицидов, гербицидов — чего-нибудь, что могло бы объяснить болезненное состояние людей, находившихся в школе, они не нашли решительно ничего (Jones et al., 2000). Как и во многих других случаях массовой истерии, слухи о том, что возникла какая-то «проблема», заставили людей обратить внимание на собственное физическое состояние, и повседневные, обычные симптомы оказались связанными со школой. Социологи Роберт Бартоломью и Эрих Гуд сообщают о других случаях массовых заблуждений, имевших место в минувшем тысячелетии (Bartholomew & Goode, 2000). Известно, что в Средние века в монастырях Европы время от времени можно было наблюдать то, что называется имитационным поведением. Тогда существовало поверье, будто животные способны вселяться в людей, и вот в одном большом французском монастыре одна монахиня начала мяукать, как кошка. В конце концов «все монахини стали мяукать вместе — ежедневно, в одно и то же время». Примерно тогда же в немецком монастыре объявилась монахиня, которая всех кусала, и вскоре уже и «остальные монахини этого монастыря начали кусать друг друга». Прошло совсем немного времени, и «мания кусания» распространилась и на другие монастыри.
Нине Барановской и РД не пришлось дослушать до конца увлекательный диспут. Последующие два часа они дискутировали с дежурным офицером милиции, рядом давал письменные объяснения басист АКВАРИУМА Титов, а за стеклянными дверями отделения толпилось человек тридцать взволнованных фанов - их дальше не пустили. Выяснилось, что Титов вступился за фотографа Наташу Васильеву, женщину экспансивную, известную своим языком, когда ее попытались забрать в "воронок", и сам угодил туда вместо нее. Титова отпустили. Обратно в ЛДМ шли большой дружной толпой, которую трудно было принять за пленум Союза композиторов.
Первая брачная ночь (%) 6,9 21,1 1,1 2,7 Общее число 1199 1147 91 374 (Источник: Laumann et al., 1994.) Факторы, влияющие на «возраст» первого полового акта Исследователи определили не только основные мотивации для вступления подростков в половую связь, но и несколько различных факторов, которые предрасполагают младших подростков к вступлению в первый сексуальный акт. В качестве таких потенциально сильных условий были описаны различные психосоциальные факторы. Они включают (в числе прочих): бедность, разрушение семей, проживание в воссозданных семьях или в семьях с одним родителем, недостаток образования родителей, недостаток родительского присмотра, токсикомания, низкая самооценка, чувство безнадежности (Davis & Lay-Yee, 1999; Kirby, 1997; Lammers et al., 2000; Upchurch et al., 1999). Другими предрасполагающими условиями являются плохая учеба и низкие ожидания от образования (Lammers et al., 2000; Steele, 1999), терпимость к антисоциальному поведению и связь с преступными сверстниками (Rosenthal et al., 1999; Whitbeck et al., 1999). Также к этой категории относятся жертвы сексуального насилия и преследования (Boyer & Fane, 1992; Butler & Burton, 1990; Lammers et al., 2000). <Вопрос для критического размышления. Представьте себя родителем подростка, спрашивающего: «Как мне узнать, когда мне следует начать заниматься сексом?» Что вы ответите ему и почему?> Исследование также позволило понять характеристики подростков, которые решили отложить начало сексуальных отношений. Некоторые исследователи полагают, что сильные религиозные убеждения, частое посещение церкви, духовная взаимосвязь с друзьями могут уменьшить склонность к раннему началу сексуальных отношений (Holder et al., 2000; Minichiello et al., 1996; Thornton & Camburn, 1989). Другие исследователи установили, что ощущение материнского неодобрения половых связей у подростков, а также хорошие отношения с матерями приводят к сексуальному воздержанию или меньшей сексуальной активности (Althaus, 1994; Jaccard et al., 1996). Данные общенационального исследования показывают, что позднее половое созревание, родительское неодобрение сексуальных отношений между подростками, хорошие оценки в школе, сильные религиозные убеждения, обет воздержания приводят к более позднему началу половой жизни (Resnick et al., 1997). Другое наблюдение 26 000 студентов 7-12 классов в Миннесоте показало, что условия, связанные с более поздним началом половой жизни, включают более высокий социально-экономический статус, успехи в учебе, большие ожидания со стороны родителей, вера в то, что в их жизни присутствует хотя бы один взрослый, который заботится о них (Lammers et al., 2000). Кроме этого, в некоторых исследованиях было выявлено, что существует положительная связь между отсроченным началом сексуальной активности подростков и хорошими отношениями и общением с родителями (Dittus & Jaccard, 2000; Karofsky et al., 2001; Lambert et al., 2001; Rodgers, 1999). И наконец, недавние анализы данных, полученных из национального исследования 12 000 подростков 7-12 классов, выявили сильную связь между высоким интеллектом и отсроченным началом сексуального опыта (Halpern et al., 2000). Влияние СПИДа на сексуальное поведение подростков