Побуждающие слова точно так же застревали в горле у студентов Университета штата Пенсильвания, принявших участие в одном из недавно проведенных исследований. Суть эксперимента заключалась в следующем: несколько студентов должны были представить себе, что обсуждают с тремя другими участниками эксперимента, в каком составе группа имеет больше шансов выжить на необитаемом острове. Их также попросили представить себе, что один из этих троих, мужчина, во время обсуждения бросил три сексистские реплики примерно такого содержания: «Чтобы все мужчины были удовлетворены, на острове должно быть как можно больше женщин». Какой будет их реакция? Только 5% сказали, что либо проигнорируют все его замечания, либо посмотрят, как отреагируют остальные. Однако когда Жанет Свим и Лори Хайерс вовлекли в аналогичную дискуссию других студентов и подобные реплики действительно прозвучали из уст участника-помощника, промолчали не 5%, а 55% участников (Swim & Hyers, 1999). Так еще раз была продемонстрирована сила нормативного давления и то, насколько трудно прогнозировать поведение, даже свое собственное. <Несмотря на ту мучительную боль, которую причиняет история, изменить ее невозможно, а если воспринимать ее мужественно, то и не нужно будет переживать ее еще раз. Майя Ангелоу, из стихотворения, прочитанного на инаугурации президента Билла Клинтона 20 января 1993 г.> Эксперименты Милгрэма отчасти отвечают и на вопрос о том, как возникает зло. От нескольких гнилых яблок может погибнуть весь урожай; точно так же и для возникновения зла порой требуется совсем немного. Такой образ зла создают потерявшие человеческий облик убийцы из детективных романов и фильмов ужасов. В реальной же жизни зло ассоциируется у нас с уничтожением евреев Гитлером, русских — Сталиным, камбоджийцев — Пол Потом. Но зло нередко бывает и следствием социальных сил. Их роль в возникновении зла аналогична роли жары, влажности и какой-нибудь специфической болезни, из-за которых может сгнить целая бочка яблок. Как следует из экспериментов, ситуации могут заставить самых обычных людей согласиться с неправдой или капитулировать перед жестокостью. {Даже в индивидуалистической культуре лишь немногие имеют желание бунтовать против элементарных правил общежития так, как Эндрю Мартинес — «обнаженный парень» из Университета Беркли (штат Калифорния). После того как он появился на занятиях и побегал по кампусу в чем мать родила, ему все же временно пришлось приодеться: фотограф запечатлел его по дороге в суд}
(Источник: Leland & Beals, 1997, p. 60.) --- Изменение ожиданий и паттернов поведения в браке В современной Америке институт брака одновременно и порицают и чтят. Сейчас американцы часто сталкиваются со значительным несоответствием между американским идеалом брака и его реальными воплощениями. Несмотря на то что совместная жизнь вне брака, большое количество разводов и внебрачный секс неэтичны и противоречат традиционному идеалу, все это повсеместно распространено. Отчасти противоречие между идеалами и практикой брачной жизни обусловлено тем, что изменились ожидания, связанные с самим браком и его социальной структурой. В прежние времена основной функцией брака было создание экономически и социально стабильной обстановки для воспитания детей. Если люди не хотели иметь детей, то им, как правило, не советовали заключать брак (Ritter, 1919). «Романтические отношения» во многих культурах и в Америке часто не принимались всерьез, поэтому браки часто заключались в результате соглашения родителей будущих супругов. Тем не менее в наше время пары женятся по любви и ожидают, что их брак будет не только устойчивой единицей общества, созданной для воспитания детей, но и чем-то большим (Yalom, 2001). Многие люди в наше время вступают в брак и надеются, что они смогут удовлетворить свои финансовые, социальные, сексуальные, эмоциональные, духовные и родительские потребности (Edwards, 2000b). Более того, многие считают также, что счастье — это вполне вероятный, если не гарантированный исход брака. Но такие большие ожидания порой трудно реализовать (Huston et al., 2001; Sharp & Ganog, 2000). Кратко об этом было сказано так: «Вот так создается миф брака: где-то есть совершенная женская душа, инь, которая легко и без усилий соединяется со своей совершенной половинкой ян. Потом же создается реальность брака, хорошо знакомая каждому женатому человеку. Эта реальность очень похожа на то, что Томас Эдисон однажды сказал о гении: 1% вдохновения и 99% потения». (Kantrowitz & Wingert, 1999, p. 53). {В день свадьбы жених у племени суахили в Кении поднимает фату невесты, лица которой он до этого мог никогда и не видеть}