Мы не чувствуем себя комфортно, когда сильно отличаемся от окружающих, но нам не хочется и быть «как все». Поэтому мы ведем себя так, чтобы сохранить ощущение уникальности своей личности. Будучи членом какой-либо группы, мы острее всего осознаем свое отличие от окружающих. Постскриптум автора Быть членом общества и оставаться индивидуальностью Делай то, что считаешь нужным. Подвергай сомнению слова авторитетов. Если ты этого хочешь, делай. Думай о своем удовольствии. Не будь конформистом. Принимай самого себя. Не изменяй себе. Это твой долг по отношению к самому себе.
Все это делает необходимым более основательное знакомство с опытом минувших времен. Однако история развития представлений о будущем, включая предысторию и историю развития концепций будущего Земли и человечества, историю развития теории и практики собственно прогнозирования, — слишком обширная и сложная тема, выходящая далеко за рамки нашего курса, чтобы ее можно было изложить здесь хотя бы в общих чертах. Ограничимся поэтому краткой исторической справкой. Данные археологии и этнографии показывают, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего. На ранних стадиях развития общества проблема изменений во времени, видимо, вообще не осознавалась. Даже более позднее представление о цепи событий как о причинно-следственном логическом процессе было довольно смутным. По сути, время существовало только одно — настоящее. Затем к нему добавилось другое — не прошлое или будущее, а просто «другое», отличное от настоящего, в котором действовали герои мифов и разные сверхъестественные силы. Но и в это мифическое время жизнь была похожа на окружающую, как две капли воды. Сказывался своеобразный презентизм первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития мышления) подобными настоящему. Именно поэтому можно было легко «предсказывать» будущее и даже «воздействовать» на него с помощью магии.
Некоторые пожилые мужчины могут позволить себе более откровенно выражать чувства и личные качества. Также они способны быть более эмоционально откровенными в интимных отношениях (Friedan, 1994). Как показало одно исследование, когда мужчины становились эмоционально экспрессивнее, их сексуальный интерес также возрастал (Thomas, 1991). Эти явления подготавливают почву для того, чтобы в зрелости гетеросексуальная пара смогла объединить два стиля сексуального поведения — мужской и женский. Более андрогинная ориентация дает возможность людям расширить свое понимание женской и мужской чувственности. Сексуальное поведение пожилых мужчин часто напоминает сексуальное поведение женщин. Так, для них большее значение приобретают фантазии и сама атмосфера, а не достижение оргазма. В пожилом возрасте люди отказываются от стереотипных представлений о том, что женщинам важнее взаимоотношения, а мужчинам — генитальный секс. Как показало одно из исследований, на протяжении жизни женщины постепенно двигались к проявлению большей заинтересованности в генитальном сексе, а мужчин начинала интересовать сексуальность в целом, а не только генитальный секс. Таким образом, создавалась основа для более гармоничных отношений (Bangs, 1985). В действительности, по данным опросов, женщины 75 лет и старше чаще считали своего партнера «романтиком», чем молодые женщины (Jacoby, 1994). Люди, которые с возрастом продолжают развиваться, могут достичь цельности своего «я» и преодолеть разрыв между женственностью и мужественностью, обычно существующий у мужчин и женщин (Shaw, 1994). Поэтому интимность в итоге становится слиянием в единое, цельное и всеобъемлющее «я» (Friedan, 1994; Wales & Todd, 2001). Вот что говорит один семейный врач и сексолог: «Сущность сексуальной близости заключается не в том, чтобы овладеть какими-то особыми сексуальными навыками... а в способности дать себя глубоко познать и быть познанным своим партнером. Это так просто сформулировать, но трудно достичь в реальности, когда пары действительно приобретают способность видеть друг друга, видеть души друг друга во время занятий сексом. Все это требует смелости, целостности и зрелого отношения к себе. И не только этого, но намного большего, быть может, даже пугающего. Это смелое раскрытие всех своих чувств и проявлений перед своим партнером... Таким образом, взрослый эротизм служит скорее функцией эмоциональной зрелости, чем физиологической реакцией» (Schnarch, 1993, р. 43). Эта зрелость, которая может вести к сильной сексуальной близости, требует большого жизненного опыта, самопознания и принятия самого себя. Только тогда человек способен развиваться внутренне. Когда партнеры, достаточно прожившие и хорошо узнавшие себя и друг друга, владеют настоящим сокровищем «последней любви», то «первая любовь» новых партнеров, только что нашедших друг друга, в сравнении с этим переживанием может показаться просто пресной (Schnarch, 1993). Как говорит турецкая пословица: «В молодости любовь земная, а в старости — небесная» (Koch-Straube, 1982). Вдовство Конечно, супруг может умереть и в молодости, но обычно такое явление, как вдовство, свойственно более позднему периоду жизни. В большинстве случаев первым умирает мужчина. Эта тенденция стала более заметной в прошлом веке. Соотношение вдов к вдовцам с начала 1900-х годов и до конца 1990-х увеличилось больше чем в 2 раза (Американское бюро переписи, 2000). Мужчины в среднем умирают на 8 лет раньше женщин (Greene & Field, 1989). На каждые 4,4 вдовы приходится один вдовец (Американское бюро переписи, 2000). Женщины, которые привыкли выражать свою сексуальность исключительно в браке, овдовев, внезапно остаются в одиночестве, в то время как пожилые мужчины, лишившиеся супруги, часто ищут себе новых молодых партнерш. Пожилые же женщины, как мы уже отмечали в дискуссии о двойном стандарте, реже вступают в связи с молодыми людьми. Поэтому выбор потенциальных партнеров для многих пожилых женщин ограничен. Кроме того, у пожилых людей, живущих в домах для престарелых, возможности для сексуальных проявлений иногда зависят от установок и политики учреждения и его работников.