<В конечном счете мнение определяет не интеллект, а чувства. Герберт Спенсер, Социальная статика, 1851> Если судить по результатам опросов, проводимых перед президентскими выборами, многие избиратели равнодушны к ним. Предпочтения американских избирателей оказывались более прогнозируемыми не тогда, когда их спрашивали о личностных качествах кандидатов и об их вероятных действиях, а в тех случаях, когда интервьюеры интересовались их эмоциями, связанными с кандидатами (например, спрашивали, вызывал ли у них Рональд Рейган когда-либо эмоциональный подъем, ощущение счастья) (Abelson et al., 1982). Важно также и то, как были сформированы установки людей. Результаты некоторых исследований позволяют говорить о том, что если изначальные установки сформировались преимущественно под влиянием эмоций, то и в дальнейшем они изменяются преимущественно под их воздействием; установки, сформировавшиеся в ответ на логическую аргументацию, изменятся тоже в основном под ее влиянием (Edwards, 1990; Fabrigar & Petty, 1999). Влияние хорошего настроения. Большей силой убеждения обладают те сообщения, которые ассоциируется с позитивными чувствами. Установлено, что среди испытуемых — студентов Йельского университета, — которые ели во время чтения, оказалось больше поддавшихся влиянию того, о чем они читали, чем среди тех, кто был лишен возможности во время чтения наслаждаться пепси и арахисом (рис. 7.3) (Irving, 1965; Dabbs & Janis , 1965). Аналогичные результаты были получены Марком Галицио и Клайдом Хендриком в результате наблюдений над студентами Университета графства Кент: оказалось, что народные песни лучше ими воспринимаются, если исполняются под ласкающий слух аккомпанемент гитары, чем в отсутствие музыкального сопровождения (Galizio & Hendrick, 1972). Те, кто любит проводить деловые встречи за ланчем в шикарной обстановке с негромко звучащей музыкой, могут отпраздновать эти результаты. Рис. 7.3. Для испытуемых, которым можно было есть во время чтения, сообщения оказались более убедительными, чем для тех, которые не ели. (Источник: Janis, Kaye & Kirschner, 1965)
а) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. и более развитая индуистско-буддистско-джайнистская концепция, согласно которой история представляется в виде постоянной смены циклов регресса (охватывающих миллионы лет) — от «золотого века» к «концу света», затем «сотворения нового мира», вновь регресса и т.д. без конца. Счастливое будущее с таких позиций видится в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смерти, от этого вечного «коловращения» мироздания и попасть в «нирвану» — качественно иное состояние, при котором отсутствуют и желания, и страдания. Такие взгляды характерны для современной религиозной идеологии в обширном регионе Юго-Восточной Азии, и с ними приходится сталкиваться на международных конференциях или в «литературе о будущем» стран указанного региона; б) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. — I тысячелетии н.э. и менее развитая иудаистско-христианско-исламская концепция, согласно которой «история будущего» представляется в виде прихода «спасителя-мессии», установления «царства божия», наступления «конца света», «Страшного суда», наконец, опять-таки перехода в качественно новое состояние, «вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для грешников. С такими взглядами также приходится сталкиваться на конференциях и в литературе, причем, если это касается христианства, их пропаганда становится все активнее, поскольку частью верующих в очередной раз ожидается «конец света».
«Во время занятий любовью другие мои ощущения — осязание, обоняние, слух и вкус — являются для меня основными источниками возбуждения. Ласки моей партнерши и ее прикосновения чрезвычайно возбуждают меня, возможно, даже больше, чем они возбуждали бы зрячего человека. Ощущение ее грудей, касающихся моего лица, твердость ее сосков, упирающихся в мои ладони, скольжение ее волос по моей груди... вот лишь некоторые из ощущений, доставляющих мне невероятное удовольствие от секса» (Kroll & Klein, 1992, р. 136). Стратегии по преодолению сексуальных проблем и совершенствованию сексуальности Одним из наиболее эффективных способов преодоления своих сексуальных ограничений для индивидов и пар является принятие этих ограничений и усовершенствование возможностей, все еще остающихся в их распоряжении. Так, например, пара может минимизировать болевой эффект, планируя сексуальную активность на определенное время суток и используя средства контроля болевых ощущений. К ним относятся такие факторы, как влажная теплая среда, болеутоляющие средства, выбор удобных позиций, а также концентрация на генитальном удовольствии или использование возбуждающих эротических образов, помогающих отвлечься от боли (Schover & Jensen, 1988). Также очень важно распространить свои представления о сексуальности за рамки генитального возбуждения и полового акта. Хорошо включить в них эротические мысли и чувственные прикосновения, как о том рассказывает один 72-летний мужчина: «За порогом 70-летнего возраста сексуальные переживания могут обрести новую силу. Полтора года назад я прошел простатоэктомию. Теперь я испытываю лишь частичную эрекцию (и то только во время нежных ласк и телесного контакта с женой). Проникновение для меня уже невозможно, но с помощью поцелуев, нежных поглаживаний и взаимной мастурбации мы достигаем прекрасного обоюдного оргазма. У меня не происходит эякуляции. Вместо этого я чувствую доставляющий мне неизъяснимое наслаждение «щелчок». Наши дни наполнены взаимными проявлениями близости — взглядами, нежными похлопываниями, рукопожатиями,... Воспоминания также являются прекрасным элементом наших занятий любовью.» (Из авторских архивов) Безусловно, ограничения и особые условия, которые влекут за собой болезни и инвалидность, ставят перед человеком нелегкую задачу сексуальной адаптации (Schover, 2000). Особую роль здесь играет глубокое взаимопонимание в интимных отношениях. Ведь не имеющий физических нарушений партнер не может ощущать на себе, что является возможным, а что невозможным, что приятным, а что — болезненным для страдающего определенным заболеванием или инвалидностью человека. Неоценимым источником помощи для людей, страдающих хроническими заболеваниями или инвалидностью, является гибкость половых ролей и экспериментирование с различными сексуальными техниками. Вот как объясняет это женщина, страдающая церебральным параличом: «Моя инвалидность даже придает моей сексуальной жизни определенный интерес. Нам приходится прикладывать больше усилий, и я думаю, что благодаря этим усилиям мы получаем больше удовольствия. Нам обоим приходится быть очень чуткими друг к другу и все делать не торопясь. Это заставляет нас быть менее эгоистичными и более внимательными друг к другу, что помогает и в других аспектах наших отношений помимо сексуальных» (Shaul et al., 1978, p. 5) Исследование, экспериментирование, коммуникация и совместное обучение способствуют получению удовольствия и достижению близости в отношениях и для здоровых пар, о чем мы будем говорить подробнее в следующей главе. Воздействие медицинских препаратов на сексуальное функционирование