Дело даже не в том, насколько верны эти подсчеты, хотя уже сейчас очевидно, что они оказались несостоятельными. Вызывала и вызывает принципиальные возражения (причем не только у марксистов) сама концепция будущего, согласно которой мир XXI века представляется большим или меньшим приближением к уровню США 60-х годов, а сами США — избавленными от бед сегодняшнего дня путем перехода в «постиндустриальную» категорию. А ведь авторы не просто подсчитывают количество долларов на «среднюю» душу населения. Их концепция подразумевает, что по мере приближения к уровню США одна страна мира за другой, невзирая на существующий в них общественный строй, будут все более уподобляться Соединенным Штатам и в экономическом, и в социальном отношении. Трудно представить себе, что в мире XXI века, каким его рисует нам современное социальное прогнозирование, в мире нарастающей борьбы различных социально-политических сил, окончательного превращения науки в мощную непосредственную производительную силу, в мире триумфального шествия автоматики и электроники, намного более высокой производительности труда и, как следствие этого, в высшей степени реальной возможности создания изобилия (или по меньшей мере достатка) важнейших материальных благ, что в этом мире народы стран Азии, Африки и Латинской Америки откажутся от своей борьбы против отсталости, нищеты, развитые страны уподобятся современным США со всеми хорошо известными «прелестями» пресловутого «американского образа жизни», а сами США неведомо каким образом избавятся от своих проблем и превратятся в некий недосягаемый идеал для всех остальных стран.
Аудитория Неофиты нередко молоды, это люди моложе 25 лет, т. е. они пребывают в том возрасте, когда установки и нравственные ценности еще не устоялись. Некоторые из них, как, например, последователи Джима Джонса, не очень образованные люди, поэтому им импонирует простота получаемой информации, а контраргументы найти непросто. Однако большинство сектантов — хорошо образованные представители среднего класса, которые увлеклись идеей настолько, что перестали замечать: рассуждения «мастеров» о бескорыстии противоречат их алчности, а за их напускной участливостью скрывается равнодушие. (Слушай... Прочти одну из наших брошюр, и ты поймешь, что нас волнует. А пока будешь читать, у тебя может возникнуть желание спросить себя: «Я счастливая корова?»)
Исследование, проводившееся в Саудовской Аравии, где в супружеских отношениях значимыми являются в основном два фактора — мужская потенция и плодовитость пары, — показало, что наиболее распространенной проблемой, с которой мужчины обращаются к сексуальному терапевту, является нарушение эрекции. Женщины Саудовской Аравии, которых с детства учили подавлять свои сексуальные желания, приходили к терапевтам лишь по поводу болезненности полового акта. В отличие от женщин западных стран отсутствие желания, возбуждения и оргазма не побуждало этих женщин искать помощи. И для мужчин и для женщин помощь была актуальна лишь тогда, когда возникали проблемы во время самого полового акта, а не в вопросах интереса или удовольствия. Повторимся: мы видим, что социокультурные факторы имеют влияние даже на сам характер трудностей, с которыми сталкиваются люди в сфере сексуальности (Osman and Al-Sawaf, 1995). Традиции многих культур мало позволяют или не позволяют вовсе говорить о сексе. Среди азиатов считается постыдным обсуждать секс, особенно с человеком, не являющимся членом семьи (Greene, 1994b). Мусульмане избегают разговоров о сексе с представителями противоположного пола (включая своих супругов). Поэтому клиентам с такими убеждениями будет крайне тяжело рассказывать о своей сексуальной жизни, особенно если сеанс проходит с мужем и женой одновременно. В культурах, где невинность считается основной добродетелью женщины, такой элемент сексуальной терапии, как информирование, может войти в противоречие с основными ценностями. Многие техники сексуальной терапии часто противоречат культурным ценностям (Rosenau et al., 2001). Например, такой метод лечения аноргазмии, проблем с эрекцией или преждевременной эякуляции, как мастурбация, столкнется с религиозными запретами ортодоксальных евреев. Позиция при половом акте, когда женщина находится сверху, может стать проблемой для представителей тех культур, где доминируют в основном мужчины. Равенство полов в упражнениях на фокусирование ощущений и намеренный отказ от полового акта также являются запретными для многих этнических групп. В сексуальной терапии необходимо брать в расчет культурные ценности клиента и их влияние на его интимную жизнь. Терапевты должны уметь адаптировать свои методы для каждого конкретного клиента с учетом его этнической принадлежности и религиозных взглядов (Petok, 2001). Это, вероятно, будет более полезным, чем попытка навязать западный подход всем остальным культурам (Lavee, 1991). --- Самосознание Люди, знающие себя — свои сексуальные чувства, потребности и телесные реакции, — обычно способны поделиться этой ценной информацией с партнером. Чего не скажешь о тех, кто не осознает своих сексуальных чувств и возможностей. Физическое и эмоциональное самосознание и самовыражение являются основными элементами в достижении сексуального удовлетворения (Morehouse, 2001). В книге «Женщины, любящие секс» Джина Огден выделяет основной мотив всех историй, рассказанных женщинами, у которых она брала интервью. Она делает вывод о том, что: «Когда эротика становится праздником, когда удовлетворение, а не вина и страдание, — основным мотивом действий, то это является радикальным изменением в жизни многих женщин. Это значит, что женщинам вовсе не стоит отказываться от секса ради безопасности... Это значит, что происходит переход от контроля — «способности сказать "нет"» — к власти — «способности сказать "да"»... Это знаменует разделение ответственности за инициативу, постановку целей, наслаждение... Контакт умов и тел, сердец и душ может быть значительно глубже» (Ogden, 1994, р. 23).