Рис. 8.5. Социальная фасилитация или социальная леность? Когда индивидуумов невозможно оценить или сделать ответственными за свои действия, более вероятна социальная леность Один из способов мотивирования членов групп с целью борьбы с социальной леностью заключается в том, чтобы сделать индивидуальный вклад идентифицируемым. Некоторые футбольные тренеры добиваются этого, записывая на видеопленку и оценивая действия каждого игрока в отдельности. Ученые из Университета штата Огайо, проводя эксперименты по социальной лености, во время «коллективных криков» надевали на испытуемых индивидуальные микрофоны (Williams et al., 1981). Работая в группе или в одиночку, люди прилагают больше усилий тогда, когда есть возможность оценить их личный вклад: члены университетской команды по плаванию во время эстафетных заплывов показывают более высокие результаты, если кто-то наблюдает за ними и громко объявляет их личное время (Williams et al., 1989). Участники одного непродолжительного полевого исследования — рабочие конвейера — без какого бы то ни было финансового вознаграждения увеличили выпуск готовой продукции на 16%, когда появилась возможность оценить личный вклад каждого (Faulkner & Williams, 1996). Социальная леность в повседневной жизни
В 1971 г. вышла книга, которой было суждено сыграть особую роль в эволюции футурологии на протяжении 70-х гг., явиться как бы первым межевым знаком между современным и предыдущим этапом этой эволюции. Поначалу она, в отличие от книги Тоффлера, прошла незамеченной. Книга называлась «Мировая динамика» (русский перевод 1979). Автор ее — Дж. Форрестер, специалист по теории управления, профессор Массачусетского технологического института (США) — был известен своими книгами «Индустриальная динамика: основы кибернетики предприятия» (1961, рус. пер. 1971) и «Динамика развития города» (1969, рус. пер. 1974), по общему мнению, никакого отношения к футурологии не имевшими. Третья книга Форрестера имела предысторию, без которой трудно понять ее сложную судьбу: она была написана в связи с деятельностью так называемого Римского клуба. Римский клуб, получивший название по месту своей штаб-квартиры, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи, итальянского промышленника, члена правления фирм «Оливетти» и «Фиат», председателя Комитета Атлантической экономической кооперации (одной из экономических организаций НАТО). Печчеи пригласил около полусотни видных ученых, бизнесменов и общественных деятелей Запада (впоследствии их число было увеличено) регулярно собираться для обсуждения проблем, поднятых экологической и технологической «волной». Члены клуба объехали столицы многих стран мира, стремясь обратить внимание правительств и общественности — прежде всего ученых — на серьезность этих проблем. Кроме того, клуб располагал достаточными средствами (через поддерживающие его фирмы), чтобы заказать специальные научные исследования по данной проблематике.
Однако отнести те или иные действия к категории сексуального садизма или сексуального мазохизма не так то просто. Известно, что многие люди получают удовлетворение во время сексуальной игры от некоторых форм агрессивного взаимодействия (например, «укусы любви»). Но термин «садомазохизм» в его прямом значении тут не очень подходит. Альфред Кинси и его коллеги установили, что 22% мужчин и 12% женщин в его выборке эротически реагировали на рассказы садомазохистского содержания. Кроме того, более 25% испытуемых обоего пола сообщили о наличии у них эротической реакции в ответ на «укусы любви» во время сексуального взаимодействия. Хант (Hunt, 1974) сообщает, что 10% мужчин и 8% женщин в его выборке (моложе 35 лет) сообщили о получении сексуального удовольствия от садомазохистских действий во время взаимодействия с партнером. Более поздний опрос, которым были охвачены 975 мужчин и женщин, показал, что 25% респондентов иногда практикуют садомазохистские действия со своим партнером (Rubin, 1990). Хотя садомазохистские действия могут быть потенциально опасными и привести к травмам, большинство участников, как правило, остаются в рамках взаимно оговариваемых пределов, часто ограничивая свои действия умеренными или даже символическими садомазохистскими действиями с партнером, которому доверяют. В умеренных формах сексуального садизма причиненная боль может часто быть больше символической, чем реальной. Например, партнер может быть «побит» по его собственному желанию пером или мягким предметом, специально сделанным в форме биты или дубинки. В этих условиях имитации партнером страданий бывает достаточно, чтобы вызвать сексуальное возбуждение у человека, причиняющего символическую боль. Люди с мазохистскими наклонностями могут возбуждаться от получения ударов плеткой, хлыстом, от порезов, от уколов спицами (иголками), от связывания или от шлепков. Интенсивность болевого ощущения, которая необходима человеку для получения сексуального возбуждения, варьирует от символической или очень незначительной до, в редких случаях, жестоких избиений или увечий. Склонностью к сексуальному мазохизму может также объясняться и поведение тех людей, которые достигают сексуального возбуждения от того, «что становятся объектом презрения, оскорблений или если их принуждают делать черную, грязную или унизительную работу» (Money, 1981, р. 83). Однако распространенное представление о том, что любой вид боли, физической или душевной, сексуально возбуждает человека с мазохистскими наклонностями, неверно. Боль должна быть связана со специально организованной встречей. И единственная цель этой встречи — сексуальное удовлетворение. В еще одной версии мазохизма некоторые люди получают сексуальное удовольствие в результате того, что их приковывают наручниками, связывают или как-то иначе ограничивают. Такое поведение, называемое сексуальным рабством, обычно предполагает помощь партнера. Партнер мазохиста связывает или приковывает его наручниками и часто применяет наказания, например шлепки или удары плетью. Один из опросов 975 гетеросексуальных женщин и мужчин показал, что сексуальное рабство может быть довольно распространенной практикой. Четверть респондентов сообщили о том, что иногда в своей жизни им приходилось практиковать некоторые формы такого сексуального рабства (Rubin, 1990). Сексуальное рабство. Получение человеком сексуального удовлетворения в результате того, что его связывают или как-то иначе ограничивают в движениях. Многие люди, совершающие садомазохистские действия, не ограничиваются исключительно садистскими или мазохистскими действиями. Многим приходится чередовать эти роли. И мера эта вынужденная. Причина заключается в том, что порой бывает очень трудно найти партнера, который предпочитает только причинять или только получать боль. Большинство этих людей действительно предпочитают одну или другую роль, но некоторые могут одинаково комфортно чувствовать себя в любой из них (Mosher & Levitt, 1987; Weinberg et al., 1984). Есть несколько указаний на то, что люди с сексуальными садистскими наклонностями встречаются реже, чем мазохисты (Gebhard et al., 1965; Sandnabba et al., 1999). Этот дисбаланс может отражать общий социальный стандарт. Исходя из него более добродетельно быть наказанным (жертвой), чем проявлять физическую или психическую агрессию по отношению к другому. Таким образом, человеку, который испытывает потребность в сильной боли в качестве необходимой предпосылки сексуальной реакции, возможно, будет трудно находить соответствующего партнера. Следовательно, такие люди могут прибегнуть к причинению боли самому себе путем прижигания, нанесения увечий или аутоэротической асфиксии. Аналогично, человек, которому для достижения сексуального возбуждения необходимо причинить кому-либо сильную боль, может не найти добровольного партнера, даже за определенную плату. Мы иногда читаем о садистских нападениях на ничего не подозревающую жертву. Классическое убийство на почве страсти также часто имеет такой характер (Money, 1990). В этих случаях оргазм может быть достигнут в результате самого факта насилия, заканчивающегося смертью жертвы. Многие люди в современных западных культурах рассматривают садомазохизм в очень негативном свете. Это, конечно, понятно, особенно для тех, кто расценивает сексуальное общение как взаимодействие любящих, чутких партнеров, стремящихся доставить друг другу удовольствие. Однако в значительной степени негативное отношение происходит от обобщенного восприятия садомазохистских действий как извращенных форм сексуального выражения, предполагающих сильную боль, страдание и унижение. Обычно предполагается, что люди, втянутые в такие действия, часто являются жертвами, а не добровольными участниками. Одна группа исследователей обсуждала эти предположения и пришла к заключению, что традиционная медицинская модель садомазохизма как патологического состояния весьма ограниченна. Она базируется на исключительной выборке пациентов, которые попали в сферу внимания специалистов в результате личностных нарушений или серьезных психологических проблем. Как и в отношении некоторых других нетипичных форм поведения, обсуждающихся в этой главе, эти исследователи считают, что делать выводы на основании такой выборки неправильно. Они провели свои собственные обширные исследования вне клинического окружения. Специалистами было опрошено большое количество людей, склонных к садомазохизму, а также проведено наблюдение их поведения в различных ситуациях. Хотя поведение некоторых испытуемых соответствовало традиционным представлениям, исследователи обнаружили, что для большинства участников садомазохизм был просто формой сексуального разнообразия. Это разнообразие включало элементы доминирования и подчинения, разыгрывание ролей, а также согласованность, «которую они добровольно и взаимно хотели познать» (Weinberg et al., 1984, p. 388). Другое недавнее исследование, охватившее выборку из 164 мужчин — членов садомазохистских клубов, показало, что эти люди были вполне социально приспособленными и что «садомазохистское поведение было, главным образом, стимулирующим аспектом их сексуальной жизни» (Sandnabba et al., 1999, p. 273).