Групповая поляризация в Интернете. Электронная почта и электронные чаты представляют собой новую среду группового взаимодействия. К началу нового века 85% канадских подростков уже еженедельно проводили в Интернете в среднем по 9,3 часа (TGM, 2000). Пацифисты и неонацисты, знатоки готического стиля и вандалы, заговорщики и избежавшие смерти раковые больные создают бесчисленные виртуальные сообщества, в которых находят поддержку единомышленников, разделяющих их интересы, заботы и опасения (McKenna & Bargh, 1998, 2000). Будет ли в таких группах, где отсутствуют нюансы невербального общения, присущие контактам «лицом к лицу», возникать эффект групповой поляризации? Смогут ли пацифисты с еще большей силой уверовать в необходимость все проблемы решать мирным путем, а члены террористических организаций — проникнуться еще большей убежденностью в необходимости террора? Объяснение поляризации Почему группы занимают более радикальную позицию, чем усредненное мнение ее отдельных членов? Исследователи надеются, что, раскрыв тайну групповой поляризации, они сделают некоторые важные открытия. Иногда решение не очень трудной головоломки дает нам в руки ключ, с помощью которого можно решить куда более замысловатые загадки.
«Технооптимисты» обрели союзников там, где меньше всего ожидали. Воинствующий антикоммунист, злейший враг Советского Союза Герман Кан вдруг сделался самым любимым автором «Правды». Конечно, о переводе его трудов на русский язык (кроме как «для служебного пользования») и речи быть не могло, поскольку там СССР и «социалистический лагерь» представали в довольно неприглядном свете. Но утверждение «технооптимистов», что все хорошо, а будет еще лучше, как нельзя лучше соответствовало идейным установкам Кремля того времени. Как раз во второй половине 70-х годов несколько сановных московских авторов из верхушки партийной номенклатуры пробили строжайший запрет касаться каких бы то ни было проблем будущего, кроме как в порядке комментариев к политической программе Коммунистической партии (хотя ее полная несостоятельность стала очевидной для всех еще за десятилетие до этого), либо в порядке «критики буржуазной футурологии». С 1976 г. в советской прессе стали появляться статьи по проблемам глобалистики — запоздалая реакция на первые доклады Римскому клубу, а с конца 70-х годов плотину запрета словно прорвало: за какие-нибудь 5—7 лет по данной проблематике появилось свыше двух десятков монографий и сотни научных статей, тысячи публицистических — все до единой в единственно разрешенном «технооптимистическом» ключе, хотя ряд авторов более или менее эзоповым языком пытались показать серьезность глобальной проблемной ситуации. Фонтан советской глобалистической футурологии пустил в 1985 г. последнюю струю коллективным трудом «Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности», после чего вскорости иссяк: во времена горбачевской перестройки стало не до глобалистики. По иронии судьбы мы вновь — в который уже раз! — опоздали на целую эпоху. До этого (и отнюдь не впервые) мы точно так же опоздали с признанием научно-технической революции. Мы открещивались от нее, как от дьявола, почти все 50-е и 60-е годы, когда мир восторгался ею. И только в 1968 г., когда весь мир, в свою очередь, в ужасе отшатнулся от НТР с ее атомными грибами и разрушением окружающей среды, провозгласили необходимость «соединения НТР с преимуществами социализма» (после чего, как водится, хлынул поток из сотен книг и диссертаций, тысяч статей «об НТР»). А в 1985 г., когда мы только-только ввязались в драку «технооптимистов» и «экопессимистов» (на стороне первых, разумеется), эта драка в глазах мирового общественного мнения давно уже отошла на задний план перед появлением другого лагеря оппонентов «экопессимистов» — провозвестников «альтернативной цивилизации».
4. Заблуждение: «Каждая женщина хочет, чтобы ее изнасиловали». В подтверждение точки зрения о том, что каждая женщина хочет быть изнасилованной, иногда приводят известный факт, что в своих фантазиях некоторые женщины представляют, как над ними совершается насилие. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что эротические фантазии существенно отличаются от сознательного желания подвергнуться изнасилованию. В своих фантазиях человек сохраняет контроль над ситуацией. Фантазии не нанесут физического вреда и не могут привести к смерти. Изнасилование же несет реальную угрозу. 5. Заблуждение: «По насильнику сразу видно, что он сумасшедший». Ошибочное мнение, что потенциальный насильник «сразу бросается в глаза», тоже широко распространено. «Этот миф представляет особую опасность, поскольку возможные жертвы будут думать, что смогут легко узнать насильника (незнакомец с безумным взглядом) или что в обществе знакомого человека они находятся в полной безопасности» (Cowan, 2000, р. 809). Больший процент изнасилований совершают психически здоровые люди, знакомые со своими жертвами; но об этом мы поговорим позже. 6. Заблуждение: «Мужчина испытывает такое сексуальное влечение, что часто просто не в силах контролировать свои сексуальные импульсы». Этому мифу мы обязаны одной серьезной проблемой — он перекладывает ответственность за изнасилование с преступника на жертву (Cowan, 2000). Женщинам либо инкриминируют провокацию к изнасилованию («Не надо было надевать это платье»), либо просто беспечность и наивность («А о чем она думала, когда поднималась с ним к нему в квартиру?»). <Задайте себе вопрос. Какие из этих заблуждений кажутся вам самыми опасными и почему?> Факторы, связанные с изнасилованием Американские женщины намного чаще подвергаются изнасилованию, чем жительницы других стран (Sanday, 1981). Пытаясь понять причины этого явления, ученые обратили внимание на целый ряд психосоциальных и социобиологических факторов. Психосоциальные основы изнасилования Многие исследователи и врачи склонны рассматривать изнасилование скорее как продукт процесса социализации в структуре «нормального общества», чем как проявление патологии самого насильника (Hall & Darongan, 1997). Данные, свидетельствующие в пользу идеи о том, что изнасилование во многом является культурологическим феноменом, были получены в результате исследования антрополога Пегги Ривс Сандей (Peggy Reeves Sanday, 1981). Она провела сравнение уровня изнасилований в 95 обществах.