10) архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды); 11) образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров; самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);
— В Саудовской Аравии женщины не имеют права водить машину (Beyer, 1990). — В Афганистане в конце 90-х гг. в XX в. женщины стали жертвами «самых жестоких за всю историю репрессий» (Schulz & Schulz, 1999). Неграмотные, нищие, они постоянно подвергались телесным наказаниям, жили в постоянном страхе и не имели никакой медицинской помощи. — В некоторых странах Азии родители идут на чудовищные по своей жестокости деяния ради того, чтобы у них не было дочерей. В Южной Корее среди новорожденных мальчиков на 14% больше, чем девочек, а в Китае — на 18%. В результате прерывания нежелательных (поскольку должны были родиться девочки) беременностей и умерщвления новорожденных девочек в Китае и в Индии мир недосчитался 76 миллионов женщин... Вы только вдумайтесь в эту цифру — 76 миллионов... (Klasen, 1994; Kristof, 1993). И все-таки гендерная и расовая дискриминация в современном мире не такое распространенное явление, каким она была еще четыре десятилетия назад (рис. 9.4).
(Это исследование проводилось в передвижном фургоне, одновременно осуществлялось тестирование на СПИД, консультирование, раздавались презервативы и приборы для чистки игл. Две тысячи женщин-проституток принимали участие в этом исследовании (Weiner, 1996).) Подростковая проституция В США и Канаде есть много подростков-проституток (Franzen, 2001). Подростки часто становятся проститутками, чтобы выжить, когда убегают из дома (Carnes, 1991; Ring, 2001). Часто у них просто нет другой возможности заработать деньги. Вот что рассказывает одна девушка-подросток, занимающаяся проституцией: «Для нас закрыты все двери... Ты не найдешь работу, если у тебя нет аттестата о среднем образовании, если ты не можешь принимать каждый день душ и если у тебя нет чистой одежды на каждый день. Предположим, так получилось, что ты занимаешься этим, из-за «некоторых обстоятельств» у себя дома. И ты был вынужден пойти на это» (Hersch, 1988, р. 35). Большинство подростков-проституток происходят из нестабильных и проблемных семей (McCaghy & Hou, 1994). Около 95% таких подростков стали жертвой сексуального насилия или их бросила семья (Rio, 1991). Большинство подростков-проституток плохо учились в школе. У них низкая самооценка. Более 80% девушек и 60% мальчиков, занимающихся проституцией, всерьез подумывают о самоубийстве и даже делают попытки (Carnes, 1991). В одном исследовании мальчиков, занимающихся проституцией, обнаружились две особенности, касающиеся детства таких подростков. Во-первых, в детстве за ними, как правило, не присматривали, они вели хаотичный образ жизни. Во-вторых, они чувствовали себя отверженными в школе, у них было мало друзей-сверстников (Price et al., 1984). Дети, которые становятся проститутками, иногда стремятся завоевать внимание и привязанность взрослых. Им кажется, что проституция — это приключение и роскошная жизнь. Однако в реальности подростки сталкиваются с серьезными опасностями уличной жизни. Так, например, они рискуют заразиться ВИЧ в процессе сексуального контакта или использования общей иглы (многие малолетние проститутки привыкают к наркотикам). Дети, которые становятся проститутками, часто страдают от эмоционального истощения, они плохо приспособлены к жизни. Многие начинают считать себя вещью, которую можно продать. У них часто возникают проблемы с устройством на работу из-за клейма прошлого, а также еще потому, что за обычную работу им платят гораздо меньше. Им трудно установить полноценные отношения с другим человеком, и они чаще оказываются замешанными в преступлениях (Burgess et al., 1984). Женская проституция