АКТУАЛИЗОВАТЬ (актуализировать) - Перевести из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ - По Э. Эриксону - способность индивида к максимальному соучастию в социокультурных процессах при минимальном ущербе для собственной личности и деятельности ее механизмов защитных. Преодолевает и исключает примитивистские представления о некой всеобщей необходимости постоянной или эпизодической жертвенности людей и людьми во имя общественного прогресса. АКУСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - раздел психологии экспериментальной, посвященный исследованию ощущений в ответ на раздражители звуковые. АКУСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ - раздел физиологии органов чувств, основы коего заложены Г. Гельмгольцем. Посвящена изучению закономерностей процесса восприятия звуков и построения речи. Ее составными частями являются: 1) физика и биофизика восприятия простых и сложных тональных сигналов - исследуются: пороги слуховые - абсолютные и разностные; формирование ощущений громкости и высоты; восприятие звуков сложных, бинауральный эффект и пр.; 2) физиологию построения и восприятия речи - исследуются: физиологические аспекты построения речи и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов); количественные показатели разборчивости речи и ее маскировки; условия распознания речевых сигналов; вопросы моделирования акта речевого; 3) нейродинамика слуха - исследуются: нейродинамические аспекты системы слуховой; восприятие звуковых последовательных стимулов - в зависимости от интервалов между ними, при учете интенсивностей, частот и длительностей. АКЦЕНТИРОВАНИЕ - один из способов создания образов воображения. Выделяется некая деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку. Пример - карикатуры и шаржи.
10. Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования, ибо прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, программирование, проектирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить. Сказанное нуждается в трех существенных дополнительных замечаниях:
Социальная ситуация порождает и поддерживает предрассудки несколькими способами. Группа, которая получает выгоду от своего более высокого социального и экономического статуса, нередко оправдывает их, призывая на помощь соответствующие убеждения. Более того, предрассудок может заставить человека относиться к тем, на кого он распространяется, таким образом, что последние проявят именно то поведение, которого — согласно этому предрассудку — от них ждут, и подтвердят его «правомочность». Источником предрассудков может быть и наша социальная идентификация. Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что для возникновения предрасположенности в пользу своей группы иногда достаточно случайного деления людей на группы. Сформировавшись, предрассудок продолжает жить отчасти благодаря инерции конформизма, отчасти — благодаря институциональной поддержке, в частности благодаря поддержке со стороны средств массовой информации. Эмоциональные источники предрассудков Хотя предрассудки есть порождение социальных ситуаций, эмоциональные факторы нередко тоже подливают масла в огонь: фрустрация способна подпитывать предрассудок подобно тому, как это делают такие личностные факторы, как потребность в статусе и тенденции к авторитаризму.