Воспринимаемые сходства и различия Представьте себе яблоки, кресла и карандаши. Существует весьма заметная тенденция к восприятию объектов, относящихся к одной и той же группе, как более единообразных, чем это есть на самом деле. Все яблоки, о которых вы подумали, были красными, да? У всех кресел были прямые спинки? А карандаши были исключительно желтого цвета? Временной интервал, ограниченный двумя днями одного месяца, представляется нам более однородным, в частности, по такому параметру, как температура воздуха, чем временной интервал, ограниченный двумя днями разных месяцев. Например, нам кажется, что перепад температур в период с 15 по 23 ноября меньше, чем за тот же восьмидневный период с 30 ноября по 8 декабря (Krueger & Clement, 1994).
1) периферическим отделом - образованным вкусовыми луковицами, размещенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках; 2) специфическими нервными волокнами - достигающими продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса; 3) подкорковыми и корковыми структурами - находящимися в оперкулярной области больших полушарий мозга головного и в гиппокампе. Чувствительность различных участков языка к раздражителям вкусовым не одинакова - особенно чувствительны: к сладкому - кончик языка; к кислому - его края; к горькому - корень; к соленому - края и кончик. При продолжительном действии раздражителей вкусовых появляется адаптация - быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее - к кислым и горьким. АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - нейрофизиологическая система, за счет работы коей ведется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений. Включает в себя: 1) периферический отдел, состоящий из проприоцепторов; 2) специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к мозгу головному; 3) подкорковые структуры и корковой отдел мозга головного. АНАЛОГИЯ - Сходство между объектами в некоим отношении. Использование аналогии в познании - основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. Рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. В их основе лежат образование и актуализация ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск аналогии. Задания на установление аналогии входят в содержание психодиагностических обследований. Затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут быть показателем недостаточного развития мышления или его нарушений.