<Поступки, которые мы совершаем по отношению друг к другу, — самые странные, самые непредсказуемые и самые непостижимые из всех явлений, с которыми мы вынуждены сосуществовать. В природе нет ничего более опасного для человечества, чем само человечество. Льюис Томас, 1981> Под приведенное выше определение агрессии можно подвести два ее вида. Животным присуща социальная агрессия, для которой характерны приступы ярости, и молчаливая агрессия; именно ее демонстрирует хищник, подкрадывающийся к своей жертве. За эти виды агрессии «ответственны» разные участки мозга. Что же касается человека, то психологи выделяют следующие виды агрессии — «враждебную» и «инструментальную». Источником враждебной агрессии является гнев, и ее конечная цель — причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то мы имеем дело с инструментальной агрессией. В 1990 г. политические лидеры оправдывали войну в Персидском заливе, говоря, что их цель не варварское уничтожение 100 000 иракцев, а освобождение Кувейта. Можно сказать, что враждебная агрессия «горячая», а инструментальная — «холодная». {Картина «Покорение испанскими конкистадорами империи ацтеков Монтесумы». Гравюра XVIII в. (изображено сражение)} Большинство убийств — результат враждебности. Примерно половина — следствия ссор, остальные — следствия любовных треугольников или драк, затеянных людьми, одурманенными алкоголем либо наркотиками (Ash, 1999). Подобные убийства импульсивны и происходят в результате эмоциональных взрывов; именно этим и объясняется, почему введение смертной казни не привело к уменьшению числа подобных преступлений, как свидетельствуют данные по 110 странам (Costanzo, 1998; Wilkes, 1987). Однако некоторые убийства — проявления инструментальной агрессии. С 1919 г. чикагскими гангстерами совершено более 1000 убийств, и большая их часть — результат холодного расчета.
Ор
1) предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), осуществление коей требует сопряжения усилий; 2) эксплицированность - доступность для стороннего наблюдения и регистрации; 3) ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями длительности, интенсивности, норм и правил интеракции, отчего она становится относительно нестабильным, изменчивым феноменом; 4) рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия межличностного быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности. Различаются два основных типа взаимодействия межличностного: 1) сотрудничество (кооперация) - когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или хота бы не препятствует реализации целей остальных; 2) соперничество (конкуренция) - когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ - с позиций материализма - идеалистический подход к проблеме психофизической, согласно коему сознание и его нервный (телесный) субстрат - два взаимно влияющих самостоятельных начала. Дуализм этой концепции, восходящей к Р. Декарту» несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа. ВЗАИМООЦЕНКА ЭКСПЕРТНАЯ ВНУТРИГРУППОВАЯ - (внутригрупповая экспертная взаимооценка} метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Метод взаимооценки экспертной внутригрупповой широко распространен в исследовательских и прикладных целях, в частности при подборе и аттестации руководителей трудовых коллективов как дополнение к традиционным средствам их оценки. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.