Теории агрессии Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям: 1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии; 2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию; 3) агрессивное поведение — результат научения. Является ли агрессия врожденной?
Рис. 1. Этапы и процедуры разработки программы
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: МЕХАНИЗМ - к таковым относятся идентификация, рефлексия, стереотипизация, а также механизм связи обратной. ВЗРОСЛОСТЬ -> зрелость. ВИВАЦИЯ (вайвейшн) - Модификация ребефинга, разработанная Д. Ленардом и Ф. Лаутом в 1979 г. Характерна центрацией на работу с переживаниями, возникающими при состояниях сознания измененных. Выполняется на базе пяти элементов: первый элемент - детально разработанная техника дыхания; второй элемент - техника достижения полного расслабления; третий элемент объединяет в себе приемы полной, глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции, образы); четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в коем негативные переживания уже не подавлялись бы, но принимались бы с радостью и благодарностью; пятый элемент - это доверие к себе и терапевту. ВИВАЦИЯ: ТИП ДЫХАНИЯ (тип дыхания в вивации; тип дыхания в вайвэйшн) - специальные дыхательные упражнения, способствующие достижению состояний сознания измененных и работе при этих состояниях с внутренней реальностью. По критериям глубины и частоты выделяется четыре типа дыхания, используемые на разных стадиях терапии: 1) дыхание медленное и глубокое - обычно используется в начале терапии для достижения состояния сознания измененного; 2) дыхание быстрое и глубокое - используется в середине процедуры для усиления физических ощущений; 3) дыхание быстрое поверхностное - используется на пике переживаний для быстрого выхода из ситуации проблемной; 4) дыхание медленное поверхностное - используется в конце терапии, после достижения интеграции негативного опыта в сознании.