2) тип цветовой (Fb) - характерен тем, что люди этого типа фиксируют в ответах цветовой аспект; это соответствует экстравертивному типу личности: если нормально экстравертивный тип характерен лишь преобладанием цветовых ответов, то патологический - полным отсутствием кинестетических; 3) тип суженный - для него характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или даже полное их отсутствие; 4) тип амбиэквальный - связанный с большим, но равным количеством цветовых и кинестетических ответов. Тип восприятия, согласно Г. Роршаху, характеризует преимущественно интровертивные или экстравертивные тенденции личности, причем он понимает интроверсию и экстраверсию несколько иначе, чем К. Г. Юнг. Типы восприятия коррелируют с определенными компонентами интеллекта, динамикой аффективной, чертами характера и видами патологии психической. ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ - совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. Еще И. М. Сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. Человек не ощущает того, что происходит в его глазах при видении: он видит то, что находится перед глазами. Такую объективацию изображения можно сравнить с построением образа предмета плоским зеркалом, - но это зеркало сознания строит образы перед собой, видимый образ проецируется вовне и сливается с видимым предметом, совпадает с ним. Этот эффект ярко проявляется при диплопии. Из процессов восприятия зрительного более простые обеспечивают восприятие цвета (-> цветовосприятие), причем его основные механизмы и операции врожденны. К более сложным относятся операции восприятия формы, достаточно поздно формируемые и в филогенезе, и в~ онтогенезе. Их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком поле зрительном. ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) - последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей. ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ - процессы перцепции социальной, в коих субъектом и объектом восприятия выступают группы или общности социальные. Характерно стереотипностью (-> стереотип социальный), большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонент, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью (-> предубеждение), а сами межгрупповые представления весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности восприятия межгруппового концентрированно выражаются в таких эффектах, как дискриминация межгрупповая и фаворитизм внутригрупповой. В отличие от распространенной в зарубежной психологии позиции, согласно коей эти эффекты - изначальные, универсальные и неизбежные компоненты отношений межгрупповых, в отечественной психологии отмечался вторичный по отношению к деятельностному плану характер, в частности была показана их зависимость от уровня развития группового и типа совместной межгрупповой деятельности, их нетипичность для коллектива. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным: 1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям;
Что касается формирования экспертных групп, то опыт социального прогнозирования показывает желательность оптимального сочетания в них экспертов различной степени опытности, различного уровня обобщения представленной на экспертизу информации (диалектика «более широкого» и «более глубокого подхода») и различного отношения к информации по характеру своей работы («теоретиков» — работников научных учреждений и «практиков» — работников общественных, хозяйственных и других органов). По ряду аспектов в социальном прогнозировании допускается поднимать опрос населения до уровня опроса экспертов там, где респонденты способны давать в высокой степени обоснованные оценки на базе своего жизненного опыта. Примерный перечень рабочих документов исследования
Влияние субкультуры изучали Ричард Нисбетт (Nisbett, 1990, 1993) и Дов Коэн (Cohen, 1996; 1998). Они считают, что в США представлены разные субкультуры: рассудительные и склонные к сотрудничеству белые люди, поселившиеся в Новой Англии и в центральных регионах североамериканского континента, создали собственную субкультуру, отличную от той, которая возникла на Юге, заселенном преимущественно хвастливыми и кичливыми потомками шотландцев и ирландцев. Первые были ремесленниками и фермерами, вторые — агрессивными охотниками и пастухами. До сих пор уровень «белой» преступности больше в тех американских городах и регионах, где живут потомки южан. Так, в Техасе, населенном выходцами с верхнего Юга, белыми совершается в 4 раза больше убийств, чем в штате Небраска, где живут потомки выходцев с Востока, Среднего Запада и из Европы. Даже в более бедных, чем техасские, городах Небраски уровень «белой» преступности ниже, чем в Техасе. Южане склонны защищать вовсе не любое насилие, а лишь только то, которое защищает собственность и честь и является средством наказания (Nisbett & Cohen, 1996). «Любой человек имеет право убить, чтобы защитить свой дом», — с этим утверждением согласны 36% белых мужчин-южан и 18% белых мужчин из других регионов. По сравнению с сельскими жителями Среднего Запада среди мужчин-южан в 2 раза больше тех, кто в целях самообороны держит дома огнестрельное оружие. Южане более активно поддерживают войны и положительно относятся к такому наказанию, как порка (примеру насилия в социальных отношениях). Люди приобретают навыки агрессивных реакций как на собственном опыте, так и наблюдая за поведением окружающих. Но в каких случаях эти навыки будут использованы? Бандура утверждает, что агрессивные действия могут быть спровоцированы различными аверсивными обстоятельствами: фрустрацией, болью, оскорблениями (Bandura, 1979) (рис. 10.4). Аверсивный опыт вызывает у нас эмоциональное возбуждение. Однако будем ли мы проявлять агрессию, зависит от того, каких возможных последствий мы ожидаем. Агрессивные действия наиболее вероятны тогда, когда мы возбуждены и нам кажется, что мы в безопасности и можем получить от них определенную выгоду. Рис. 10.4. Агрессия как результат социального научения. Эмоциональное возбуждение, порожденное аверсивным опытом, побуждает к агрессии. Но проявится ли она или наша реакция будет иной, зависит от того, каких последствий агрессивного поведения мы — благодаря своему предыдущему опыту — научились ожидать