Что бы мы ни делали во время своего пребывания на космическом корабле под названием «Планета Земля», к каким бы логическим выводам ни приходили и что бы ни интерпретировали, что бы мы ни постигали и ни создавали, кого бы ни встречали и ни приветствовали, — мы все пропустим через себя, Знаем ли мы самих себя и насколько это знание соответствует действительности? Что определяет нашу Я-концепцию? Кто вы? Поскольку вы — уникальное и сложное создание, у вас есть много возможностей дописать предложение «Я — ...». (Вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?) Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется вашей Я-концепцией. В центре наших миров: наше чувство Я
... Справочное бюро
На грани. Исследования сексуальности в киберпространстве Сеть Интернет стремительно превращается в массовую бытовую технологию. И это открывает перед исследователями сексуальности новые возможности ее использования (Biknik et al., 1999). До последнего времени Всемирная Паутина использовалась учеными лишь для распространения научно-исследовательской информации, но не для сбора данных. Сегодня Паутина позволяет контактировать со все более растущей долей населения, представляющей собой потенциальных испытуемых. Таким образом, она «становится важной средой не только для образования и сотрудничества, но и для проведения исследований» (Pealer & Weiler, 2000, p. 69). В данной статье мы кратко опишем преимущества и недостатки сексологических исследований в киберпространстве и рассмотрим ряд этических вопросов, поставленных перед исследователями новой технологией. Исследовательский вопросник практически любого типа может быть размещен в Интернете. И такие инструменты исследования могут быть и визуально и функционально эквивалентны традиционным вопросникам (Houston & Fiore, 1998). Каковы же преимущества интернет-опросов по сравнению с более традиционными методами? Виртуальные вопросники значительно дешевле, чем традиционные бумажные, поскольку они не требуют расходов на печать, а также на их распространение (сборы на конверты и почтовую рассылку). По сравнению с рассылкой по почте самостоятельно заполняемых вопросников веб-опросы также приносят значительную экономию во времени (Pealer & Weiler, 2000). Удобство и скорость распространения информации в Сети, а также обстановка анонимности, сопровождающая взаимодействия посредством Интернета, могут побудить респондентов быть более открытыми при ответе на деликатные вопросы (Binik et al., 1999; Pealer & Weiler, 2000). Сбор и обработка данных при использовании интернет-опросников, как правило, также осуществляются более эффективно. Так, в число стандартных функций большинства прикладных программ для работы с интернет-опросами входит автоматическая передача приходящих по электронной почте ответов в основную исследовательскую базу данных. Решающим преимуществом данного подхода к проведению сексологических исследований является тот факт, что исследователи могут обеспечить участие в опросах тех категорий лиц, с которыми трудно связаться на месте. В частности, двое ученых, которые недавно провели исследование, посвященное вопросам сексуальной зависимости (см. главу «Нетипичное сексуальное поведение»), сообщают о преимуществах Интернета при наборе участников, живущих в отдаленных регионах (Enrulf & Innala, 1995). К основным недостаткам интернет-опросов, посвященных сексуальности, можно отнести значительные искажения при формировании выборки. На сегодняшний день пользователи Интернета не являются репрезентативной категорией по отношению ко всему населению США. К категории пользователей Сети относятся более молодые, образованные и состоятельные люди, среди которых преобладают мужчины (Binik et al., 1999; Turner & Turner, 1998). Вследствие этих демографических искажений при интерпретации данных, полученных с помощью интернет-опросов, следует проявлять осторожность. Однако популярность Интернета быстро растет и аудитория пользователей Сети становится все более разнообразной. Поэтому вскоре мы можем ожидать (во всяком случае, надеяться), что демографические показатели пользователей приблизятся к показателям, характерным для всего населения. Другим выявленным в ходе исследований недостатком данного подхода к изучению сексуальности оказался низкий процент ответов, а также либо частичное, либо повторное заполнение интернет-опросников (Pealer & Weiler, 2000). Итак, мы убедились в том, что Интернет открывает перед учеными целый «виртуальный мир» для проведения совершенно нового типа исследований в сфере сексуальности. Однако этот новый мир также ставит новые этические вопросы, касающиеся набора участников исследований и их конфиденциальности. Серьезной этической проблемой является вопрос о допустимости рассылки незапрашиваемых электронных сообщений с просьбой об участии в исследованиях. Люди по праву могут выражать недовольство тем, что интернет-провайдеры взимают с них плату за время, затраченное на получение ими незапрашиваемой электронной почты. Кроме того, люди, читающие электронные сообщения на работе, могут обоснованно опасаться того, что начальство неправильно поймет факт выбора их в качестве участника сексологических исследований. (Работодатели имеют законное право просматривать электронную почту своих сотрудников.) В свою очередь, тот, кто читает электронные сообщения дома, часто имеет общий доступ к компьютеру с другими членами семьи или друзьями, которые также могут неправильно интерпретировать электронное сообщение, предлагающее данному лицу стать участником сексологического исследования. При проведении сексологических исследований в киберпространстве вопрос конфиденциальности встает особенно остро. К сожалению, «заверения об анонимности в Интернете редко, если вообще, могут даваться со стопроцентной гарантией, поскольку настойчивый хакер или официальное лицо, имеющее судебный ордер, могут установить личные данные участников исследований» (Binik et al., 1999, p. 86). Хотя риск разоблачения невелик, о нескольких инцидентах такого рода уже сообщалось. С целью минимизировать риск участников исследований ученые, использующие Сеть, все чаще прибегают к услугам проверенных серверов, анонимных курьеров электронных сообщений (remailers), а также специальных шифровальных техник для обеспечения анонимности.