Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в операции - укрупнение единиц деятельности; движение вниз означает превращение операций в действия - дробление деятельности (-> действие | операция). В зависимости от происхождения выделяются: 1) операции приспособительные; 2) операции сознательные. 2. Согласно Ж. Пиаже - интериоризованные действия, практические или умственные действия, скоординированные в связные структуры, за счет чего возможен процесс мышления. Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Операции характерны обратимостью - возможностью выполнения и в прямом, и в обратном порядке, возвращаясь при этом к исходному положению либо воспроизводя полученный результат. Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства. ОПЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ - термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших на внутренний план и ставших обратимыми за счет координации с другими умственными действиями. Когда действия переходят из внешней формы во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние, и возвращение к исходному состоянию). Критерием сформированности операций интеллектуальных служит появление конструкции инвариантов или понятий сохранения. Выделяется четыре стадии формирования операций интеллектуальных:
В основе лежала догма, будто советское общество состоит из рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Рабочие — это хорошо, и чем их больше — тем лучше. Крестьяне — это плохо, это всего лишь переходный этап от мелкой буржуазии к пролетариату. Ну а об интеллигенции часто упоминали с эпитетом «гнилая». Предполагалось, что при коммунизме интеллигентами станут все рабочие, и интеллигенция, как особая социальная группа, исчезнет. Любопытно, что проповедовали такую чепуху профессора, искренне считавшие себя интеллигентами. Но они ошибались и в этом. Правда, при таком подходе возникали определенные трудности. Например, во многих случаях оставалось неясным, кого относить к уважаемым рабочим, а кого — к гораздо менее уважаемым интеллигентам. И принимались соломоновы решения: продавец — рабочий, старший продавец, который тоже стоит за прилавком, но отвечает за других продавцов отдела в магазине, — служащий, т.е. интеллигент, даже если неграмотен; рабочий с университетским образованием (таких в погоне за более высокой зарплатой к 1985 г. набралось миллионы) получил название «рабочий-интеллигент», а рабочий или крестьянин вообще без всякого образования, исполнявший обязанности главы государства (например, Калинин или Хрущев) опять-таки автоматически становился служащим-интеллигентом.
Идентификация с большинством Идентификация с этнической группой Сильная Слабая Сильная Бикультурная Ассимиляция Слабая Изоляция Маргиналы