На этой стадий развития интеллектуального понятийное отображение внешней среды обретает черты стабильности, что становится возможным за счет создания структур познавательных, названных группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие; в 9-12 лет он овладевает системой координат и проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На базе выполнения операций конкретных ребенок обретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Однако на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, отчего в различных областях предметных развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы Bf7«8 лет; принципом сохранения веса - к 9-10 годам; принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того, на этом этапе операции конкретные еще не объединены в единое целое. ОПЕРАЦИЯ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ - относятся к реактивному уровню реагирования, иерархически самому низкому в структуре деятельности субъекта. Возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации (например, приспособление ребенка к языковым условиям). Характерны тремя особенностями: 1) по способу регуляции - непроизвольны; 2) по уровню отражения - изначально неосознаваемы; 3) по динамике протекания - косны, ригидны. ОПЕРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНАЯ - является следствием автоматизации действий. В ходе неоднократных повторений какого-то действия (например, при обучении вождению автомобиля или письму) содержание его цели, вначале осознаваемое, занимает место условия выполнения в строении другого, более сложного действия. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига цели на условие, происшедшего при автоматизации действия, данное действие превращается в операцию сознательную. Операции сознательные характерны тремя особенностями:
Наконец, ни в какие ворота не лезли 43 миллиона служащих-интеллигентов (против нескольких десятков тысяч до 1917 г.). А никакие другие категории догмой не предусматривались. Неужели в самых развитых странах мира интеллектуалы составляют считанные проценты, а в СССР — каждый третий? При этом все знали, что подавляющее большинство из советских шести миллионов инженеров, трех миллионов педагогов, одного миллиона врачей по своему культурному уровню мало чем отличаются от простых рабочих и к интеллигентам их причислять так же нелепо, как и подавляющее большинство из восемнадцати миллионов начальников разных рангов. Впрочем, нашлись еретики, которые и тут придумали соломоново решение: считать интеллигентами только тех, кто имеет диплом университета и техникума, а прочих именовать просто служащими. После многолетних дебатов эта ересь была принята если не в канон, то к сведению. Но жизнь и здесь сыграла с догматиками злую шутку. Даже две шутки — одну количественного характера, другую качественного.
Такие иммигрантские страны, как США, Канада и Австралия, избежали этнических войн, потому что усиливали национальную идентификацию общенациональными идеалами. В этих странах ирландцы и итальянцы, шведы и шотландцы, выходцы из Азии и выходцы из Африки редко убивают друг друга по причине межнациональной розни. Тем не менее даже в тех странах, население которых сплошь состоит из иммигрантов, идет борьба между сепаратизмом и единством, между стремлением людей сохранить уникальность своего этноса и их единством как нации, между признанием этнического разнообразия фактом реальности и стремлением к общенациональным нравственным ценностям. Идеалом является единство, подобное сплаву, в котором невозможно выделить отдельные отличающиеся друг от друга компоненты, что нашло свое отражение в девизе США: E pluribus unum. Нас много, но мы едины. Коммуникация У конфликтующих сторон есть и другие способы преодоления своих противоречий. Если между супругами, работодателем и работником или между страной X и страной Y возникают разногласия, они могут вступить в прямые переговоры друг с другом и начать договариваться. У них также есть возможность воспользоваться услугами третьей стороны — посредника, который станет вносить предложения, чем облегчит достижение договоренности. Кроме того, они могут прибегнуть и к арбитражу, т. е. вынести свои разногласия на суд того, кто изучит проблемы и найдет выход из затруднительной ситуации. Переговоры