Я-концепция стала важным предметом социально-психологического исследования потому, что она организует наше мышление и управляет нашим социальным поведением. Но что детерминирует саму Я-концепцию? Результаты изучения близнецов выявили наличие генетических влияний на природу личности и Я-концепцию, однако и социальный опыт играет определенную роль. Рассмотрим следующие факторы: — роли, которые мы играем; — социальные идентификации, которые мы формируем;
диплом I степени - МАНУФАКТУРА (за оригинальное решение концертной программы); диплом II степени - АКВАРИУМ (за поиск новых выразительных средств в рок-музыке), МИФЫ (за высокий профессионализм);
Мы надеемся, что материал, излагаемый нами в данной книге, поможет вам научиться отличать этически грамотные и научно обоснованные сексуальные исследования от многочисленных поверхностных и ненаучных опросов общественного мнения, широко распространенных в современных СМИ. И даже в тех случаях, когда вам предъявляются результаты серьезных исследований, разумно оставаться критически настроенными и воздерживаться от вполне объяснимого желания принимать информацию за факты лишь на основании ее «наукообразной» оболочки. Следующий список вопросов может оказаться полезным при оценке научной обоснованности исследований, сексологических или любых других, которые предлагаются вашему вниманию. 1. Каков авторитет исследователей? Имеют ли они профессиональную подготовку? Сотрудничают ли с авторитетными учреждениями (исследовательскими центрами, учебными заведениями и т. д.)? Сотрудничают ли они с отдельными группами, преследующими специфические интересы и, возможно, заинтересованными в публикации определенного рода данных или выводов? 2. В каких средствах массовой информации опубликованы результаты исследований: в авторитетных научных журналах, учебниках, популярных журналах, в газетах, в сети Интернет? 3. Какой подход или какого типа научные методы использовали исследователи? Были ли соблюдены необходимые научные процедуры? 4. Участвовало ли в исследованиях достаточное количество испытуемых и есть ли основания подозревать, что при формировании выборки имели место искажения? 5. Имеются ли основания распространять полученные результаты на более широкую популяцию, выходящую за пределы исследовательской выборки? В каких пределах мы можем делать обоснованные обобщения? 6. Есть ли основания считать, что данные были искажены вследствие использованной методологии исследований? (Могло ли присутствие интервьюера способствовать сообщению ложных ответов? Мог ли факт съемки накладывать ограничения на достоверность ответов?)