<Мы не будем делать ничего такого, что может причинить вред нашей экономике, потому что для нас важнее всего люди, живущие в Америке (так в 2001 г. президент Джордж Буш-младший объяснил свое решение выйти из Киотского договора о глобальном потеплении, которое подписали более 100 стран). Если человек хочет быть лидером мирового масштаба, он должен учитывать не только интересы американской промышленности, но и интересы всех людей, живущих на Земле. Ответ президента Европейской комиссии Романо Проди президенту Джорджу Бушу, 2001> Растущая потребность в рыбопродуктах в сочетании с разрушением экосистемы привела к тому, что в 11 из 15 основных океанических рыболовных зон ежегодная добыча рыбы уменьшилась; это уменьшение коснулось 7 из 11 основных видов промысловых рыб (McGinn, 1998; Karavellas, 2000). Наибольший урон нанесен запасам лосося, атлантической трески, пикши, сельди и других видов, отчасти это произошло в результате превышения допустимых норм их добычи. {Мы проедаем свой капитал. Превышение допустимых норм добычи североатлантической трески — отчасти и плавучими консервными заводами из других стран — привело к тому, что в 1990-х гг. предприятия рыбоперерабатывающей промышленности Ньюфаундленда большую часть времени простаивали. Для восстановления запасов рыбы необходимо время, и поэтому лов был запрещен} Кто более всего повинен в глобальном потеплении и в истощении запасов? Стыдно признаваться, но преимущественно — мы, граждане тех стран, в которых наиболее вероятен интерес к этой книге. Несмотря на различия между индустриальными странами — в Нидерландах 30% поездок по городу совершаются на велосипедах, а в США лишь 1%, — повсюду индустриализация отрицательно сказалась на экологии. Ниже приводятся примеры, почерпнутые из документов ООН и из совместных материалов Лондонского королевского общества и Национальной академии наук США (Heap & Kent, 2000; N. Myers, 2000).
Анализ объекта прогнозирования, предпрогнозный 83
Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение превосходить самые смелые помыслы, и – самое интересное - с какой стороны к ней ни подойти, она с готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать «феноменом мультиэссенциальности мира» или «принципом мультиэссенциальности мира». Что же такое тогда эта Действительность? - и то, и другое, и третье?... А скорее - ни то, ни другое, ни третье, - но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться... ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ - отрасль психологии, изучающая деятельность специалистов-авиаторов. Ее предмет - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия и организация. Субъект изучения - летный и инженерно-технический состав и пр. Зародилась в связи с появлением летательных аппаратов и с возрастающей ролью фактора человеческого в управлении ими. Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр. Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение, изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной регистрации функций и пр. В отечественной психологии авиационной сформулированы концепции оператора активного, образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической. ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ - направление в психологии - в том числе психологии глубинной, социологии и психоанализе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшего ей это название с целью отграничения от родственного направления - психоанализа З. Фрейда. По отношению к психоанализу и фрейдизму она выступает как реформистское направление, отказавшееся от ряда принципиальных положений психоанализа классического: о природе и сущности энергии психической, о месте и роли сексуальности, о специфике и диапазоне действия комплекса Эдипа и пр. Вместе с тем она принимает психоанализ как мировоззренческую, теоретическую и методологическую основу. Влияние Юнга на мировую культуру сопоставимо с влиянием его учителя - Фрейда. В теории Юнга бессознательному тоже придается решающее значение в регуляции поведения, но наряду с индивидуальным (личным) выделяется бессознательное коллективное, кое никогда не может стать содержанием сознания. Оно образует автономный психический фонд, где запечатлен унаследованный опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие первообразы) - лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. Учение о бессознательном коллективном, существующем наряду с бессознательным личным и сознанием, во взаимодействии с ними, составляет основу теории Юнга.