Сверх-Я возникает в результате действия двух чрезвычайно важных факторов: 1) продолжительности детской беспомощности и зависимости человека; 2) наличия у него комплекса Эдипа. Сверх-Я - дистанцированная часть Я - восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится по примеру их Сверх-Я: механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и прочих воспитателей. Поэтому Сверх-Я - носитель традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Ему присущи несколько взаимосвязанных функций: 1) функция носителя совести; 2) функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести; 3) функция формирования и носителя Я-идеала;