Примечание. В зависимости от того, к нескольким ли государствам или к части государства относятся прогнозы, различают: межгосударственные, региональные, межрегиональные, локальные прогнозы; в зависимости от характера структуры народного хозяйства различают также: отраслевые, межотраслевые, территориально-производственные и тому подобные прогнозы.4. Параметры прогнозов
Холокост . См. также Нацизм Ц Ценностные ориентации
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - термин Г. Гельмгольца. Здесь слово умозаключение употребляется метафорически, ибо процесс подобен умозаключению лишь по результату, но по природе отличается от умозаключения и проходит бессознательно. Субъект как бы рассуждает - на самом деле подобную работу выполняет неосознаваемый перцептивный процесс. Умозаключения бессознательные происходят при иллюзиях восприятия, когда путем их «использования» восприятие как бы убеждает себя в том, что именно оно воспринимает, хотя эти «рассуждения» приводят его к неверным выводам. Однако в силу бессознательности этого процесса сознательные усилия не могут повлиять на него: субъект может понимать, что его восприятие ошибочно, но не может воспринимать иным образом. УНИЧТОЖЕНИЕ - согласно А. Фрейд - механизм защитный, ликвидирующий предшествующий акт последующим актом. УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение - это: 1) либо единственная процедура, в рамках коей выполняются все компоненты процесса учения (научения) - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация; 2) либо одна из процедур - наряду с объяснением и заучиванием, предшествующим упражнению и обеспечивающим первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление; здесь упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации; в итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его (в зависимости от достигнутой меры автоматизации) в умение или навык. Упражнение может выполняться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в ходе упражнений. УПРЯМСТВО - особенность поведения, в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и подростков появление упрямства может обусловливаться мелочной опекой взрослых или их пренебрежительным отношением к стремлению детей быть самостоятельными - быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.